Среди стран, вошедших в СНГ, Казахстан считался одной из самых инвестиционно привлекательных. Огромные запасы природных ресурсов, удобное территориальное расположение, интернациональное население и адекватный, признанный руководитель – комплекс благоприятных условий, которые в первые годы независимости этой страны заставили инвесторов с воодушевлением вкладывать свои деньги в её экономику.
Так почему же Казахстан в последние пять лет перестал интересовать иностранных инвесторов? Почему условия, которые должны были обеспечить экономический бум, не работают, не приносят ожидаемого техногенного эффекта?
Взгляд снаружи
Бессменный лидер Казахстана ещё со времён Казахской ССР Нурсултан Назарбаев с первых дней независимости создал вокруг себя ауру современного руководителя, стремящегося поддерживать принципы демократии и многонациональной культуры, нацеленного на взаимовыгодное сотрудничество с иностранными партнёрами.
Крупнейшие, можно сказать, стратегически важные для страны, предприятия получили феноменальные инвестиционные вливания, благодаря которым продолжали работать, и были сохранены, в отличие от менее привлекательных и затратных производств.
На сегодня ситуация изменилась. Политику страны, тон которой задаёт президент, можно охарактеризовать так: одной рукой даю, другой – отбираю. Те предприятия, которые получили мощный толчок к развитию с помощью инвесторов, стали «экспроприироваться» в пользу государства. Делается это иногда абсолютно нецивилизованно, путём внесения изменений в законопроекты, расторжения договоров, создания искусственных препятствий для «использованных» инвесторов.
Внутренняя политика
Казахстан, ставший инициатором создания таможенного и экономического союза с Россией и Беларусью, демонстрирует открытость зарубежным партнёрам, в том числе и европейским. При этом всем понятно, что такие соглашения ни национальной валюте, ни местным производителям ничего, кроме убытков, не принесут. Кроме того, отмечается повышенное влияние нового экономического гиганта, Китайской Народной Республики, который не намерен инвестировать, а больше «поглощать».
Инвестиционная доступность промышленного потенциала на деле весьма сомнительна, так как финансовым «донорам» постоянно приходится преодолевать препятствия в виде изменяющегося законодательства, в том числе и таможенного, слабо развитой банковской системы, «непробиваемой» бюрократической машины.
Возрождение промышленности государство практически полностью переложило на плечи малого и среднего предпринимательства, которому не под силу реанимировать оставшиеся после союза заводы и фабрики без его поддержки. Вялые попытки наладить линии по производству готовой продукции наталкиваются на череду препятствий, начиная от отсутствия рынка сбыта, заканчивая принципиальными разногласиями в области сертификации товара, распределения налогового бремени, прохождения таможенной очистки в странах-экспортёрах.
Несколько новых крупных предприятий, введённых в эксплуатацию не без помощи западных инвесторов, «приказали долго жить» уже после первых попыток продать произведённую продукцию за рубеж. Их строительство происходило на фоне принятия специального законопроекта, который должен был обеспечить снижение налогов и акцизов на экспорт в данном сегменте товаров. В итоге закон не был утверждён, а продукция, востребованная только за границей, по существующим ценовым позициям экспортёрам не интересна. Миллиарды тенге фактически пущены по ветру, и таких «мёртвых» предприятий в Казахстане несколько десятков.
Экономическая неустойчивость
Стабильность, как финансовая, так и политическая, о которой так любит упоминать руководитель Казахстана и его кабинет министров, не подкреплена по сути какими-то реальными, «осязаемыми» доказательствами.
Национальная валюта, тенге, находится в прямой зависимости от рубля, который, в свою очередь, балансирует от курса американского доллара. Искусственное поддержание платёжеспособности тенге в 2009 году, вслед за Россией, уже приводило к жесточайшему экономическому кризису. В феврале 2014 года, в разгар сочинской олимпиады, «грянул» его второй виток.
В первые дни после того, как стоимость доллара выросла на 20%, правительство объясняло своим гражданам, что теперь местные производители смогут продавать свою продукцию выгодно.
А что продавать, если производство в упадке, а та продукция, которая изготавливается местными производителями, не конкурентноспособна на внешнем рынке? Те предприятия, которые импортируют запчасти и материалы для своего производства, вынуждены поднять цены на свой товар, чтобы покрыть все затраты.
Немного порадовались фермерские хозяйства, которые увидели для себя «радужные» перспективы: повышение спроса на мясо-молочную продукцию, реальную прибыль от продажи чистого зерна за границу.
Если рассматривать инвестиционный проект в разрезе девальвации, то становится понятно, предприятие нужно либо закрывать, либо делать новые вливания, а к этому инвесторы не готовы. Получение какой-то ощутимой выгоды весьма сомнительно, а с учётом трудностей, с которыми приходится сталкиваться на пути к ней – экономически нецелесообразно.
Нетрадиционные методы ведения бизнеса
Главная особенность ведения бизнеса в Казахстане - его независимость от законодательной системы. Важнейшие деловые вопросы решаются за «дастарханом», при этом наблюдается откровенное лоббирование личных интересов путём простого вымогательства.
Клановая государственная структура не имеет ничего общего с принятой во всём мире системой деловых взаимоотношений. Иногда достаточно одного телефонного звонка высокопоставленного чиновника, для того чтобы нерешаемые проблемы в одночасье получили статус «ак жол - белая дорога». Награда за благосклонность чиновника измеряется в сотнях тысяч долларов.
Тотальная коррупция - одна из главных «болевых» точек государства. Все, начиная от мелких чиновников, заканчивая высокими государственными мужьями, за выполнение своих прямых обязанностей не стесняются требовать вознаграждение, которое в максимуме могло бы сформировать бюджет развивающейся страны.
При этом, как в сюжете небезызвестного «Крёстного отца», препятствия, которые приходится преодолевать инвесторам, создаются самими коррупционерами.
Функционирование банковских институтов напрямую зависит от честности и профессионализма их руководителей. Ни то, ни другое качество не являются для многих из них принципиальным, поэтому нет никаких гарантий, что средства, вложенные в один из банков Казахстана, не осядут за одну ночь в кармане его управляющего-мошенника.
От действий нечистоплотных банкиров уже пострадали европейские инвесторы, казахстанские вкладчики, поэтому желания повторять их судьбу сегодня мало у кого находится.
Есть ли выход из кризиса
Природное богатство Казахстана имеет огромный ресурс, но если политика государства в ближайшее время не изменится, то страну ожидает экономический, политический и культурный крах, сродни, а может быть и хуже, перестроечному.
Принцип деловой порядочности, в первую очередь, должен формироваться и контролироваться на государственном уровне. Учитывая тот факт, что из страны выезжает не только русскоязычное население, но и казахи, президент и его команда теряют доверие населения.
Капитальные вложения в промышленность, модернизация материально-технической базы, воспитание собственных квалифицированных кадров и их мотивация на профессиональный рост в своей стране, прозрачность финансовых институтов – вот приоритетные задачи для создания благоприятного делового фона для инвесторов.
В настоящее время инвестиции в Казахстане делают либо убеждённые «игроки», которые риск ставят выше разумного подхода, либо заведомо преступные элементы, нацеленные на незаконное получение прибыли, «выкачивание» ресурсов в неограниченных количествах. Нередко в качестве таких инвесторов выступают государственные чиновники, которые получают неограниченную власть и возможность перекачивать нелегальный «нал» на оффшорные счета за границей.
Подробнее об экономике Казахстана читайте на easttime.ru.