Необходимо отметить, что организация в бизнесе всегда строится вокруг определенных целей и интересов. Общность людей, представляющих организацию, направляют свою деятельность на выполнение целей и задач организации.
Особенно важно не дать конфликтам в организации усилить стресс сотрудников, разрушить климат и сложившееся в коллективе взаимопонимание.
В таких стрессовых условиях самое главное для руководителя — это работа с противоречиями и разногласиями в коллективе. В первую очередь, надо понимать, что конфликт может быть как и двигателем прогресса в организации, так и катастрофой, несущей сплошные издержки. Работа с конфликтом - один из важнейших навыков современного руководителя, утверждает конфликтолог Глеб Труфанов.
Руководитель - лицо ответственное за интеграцию коллектива и его усилий, а также человек, обладающий авторитетом и возможностью управлять климатом в коллективе.
Рекомендации
1) Следите за эмоциональным состоянием сотрудников. Стресс, тревожность, гнев можно легко заметить через расфокусировку внимания и потерю продуктивности. Если вы видите нарушения в каких-то процессах, обратите внимание на людей, которые эти процессы обеспечивают.
2) Говорите со своими подчиненными. Тревожность, сильные эмоции сложно скрыть и совсем о них не говорить. Беседуйте и собирайте информацию. Выясните, что беспокоит сотрудников, и есть ли в этом закономерность.
3) Знайте меру в критике действий сотрудников. А если критикуете, то критикуйте действия, а не личность.
4) Не стройте стены между собой и коллективом. Проблема организации есть проблема коллектива, а значит, и руководителя.
5) Создавайте ситуации переключения внимания. Совместный тимбилдинг, такой как встреча за настольными играми или вечер самопрезентаций под дружеские посиделки со снеками, позволят снять напряжение и побыть просто людьми. Мероприятия по выстраиванию атмосферы поддержки и понимания в коллективе очень важны в стрессовый период. Позитивные впечатления и воспоминания, накопленные во время мероприятий такого рода, будут служить «безопасным» местом для сотрудников, давая им уверенность в поддержке коллектива.
6) Выстройте в коллективе конструктивную коммуникацию, которая позволит перейти от «что я хочу?» к «зачем я это хочу?/почему для меня это важно?». Именно такие вопросы позволят прояснить интересы сотрудников и их потребности.
7) Заметив конфликт между сотрудниками, не устраняйтесь от проблемы. Используйте свой авторитет для сбора информации об имеющихся противоречиях, проанализируйте ситуацию, оцените риски и примите решение, вступать в конфликт как третьей стороне или нет.
8) Одна из основных задач руководителя - это риск-менеджмент. Оценка рисков, связанных с теми или иными конфликтами, очень важна.
Если ситуация выходит из-под контроля, то стоит задуматься о привлечении в конфликт специалистов-медиаторов (конфликтологов, которые специализируются на подготовке и проведении конструктивных переговоров) и провести процедуру медиации или переговоров.