Синдром отличника – это популярное название распространенной психологической установки, при которой человек очень плохо относится к своим промахам и делает всё возможное для того, чтобы выглядеть хорошо в глазах других людей.
Такой «отличник» всегда стремится к похвале и несбыточному совершенству.
Всё должно быть правильно, чисто, идеально выучено и так далее, рассказывает психолог, клинический психолог, психотерапевт и преподаватель психологии Анастасия Шавырина.
Вроде звучит не так уж и плохо? Что может быть ужасного в том, что кто-то хочет быть лучше?
Есть проблема – добиваются всего этого люди-отличники ценой собственного здоровья, отношений с близкими и во вред собственным интересам. Но к этому мы еще вернемся.
Сам феномен такого специфического перфекционизма стал изучаться психологами с 30-х годов ХХ века. К исследованиям приложили руку известные и уважаемые Карен Хорни, американский психоаналитик, и австрийский психолог Альфред Адлер. Они выяснили, что природа этого невроза лежит в неспособности человека принять свои несовершенства.
Синдром отличника может начать формироваться и задолго до школы, и во время неё, но обязательно в детском возрасте. К этому подталкивают социальные установки и требования родителей, которые становятся золотым правилом: «если я отличник, то я хороший». И дома, и на улице, и в гостях – где угодно, «отличник» звучит гордо. Во всех остальных случаях ребенок, а потом и взрослый ощущает себя не любимым, не достаточно нужным, не признанным и не талантливым. При этом совсем необязательно иметь плохие отношения с родителями в детстве.
Часто взрослые люди, приходя на терапию с этой проблемой, обнаруживают, что не помнят открытых конфликтов с мамой и папой, не помнят, как их заставляли хорошо учиться или ругали за четверки. Хотя эти случаи тоже в практике присутствуют. Но в такой ситуации причина очевидна. А если случаев с ссорами не припоминается?
Это означает, что ребенок в какой-то момент из-за реакций родителей сам понял и сделал вывод о том, что получает больше любви и внимания, когда делает хорошее. А делая отлично и безупречно, малыш приумножал эту приятную реакцию взрослых. Так и получается – взрослые вроде не настаивали, за промахи не ругали, но установка осталась.
Если что-то сделано не идеально, оно не считается – это основная позиция «синдрома отличника». Самое важное в жизни такого человека – добиться совершенного результата и обязательно получить высшую оценку со стороны. Если в школе это учитель и родители, то во взрослой жизни такими фигурами выступят начальник, вторая половинка и друзья.
Сложности добавляет и тот факт, что люди с синдромом отличника и от всех окружающих требуют того же – соответствовать самым высоким требованиям. Завышенные ожидания от людей становятся причиной для ссор. Строгие условия усложняют отношения с близкими, не дают строить крепкие связи. В результате личная жизнь и создание семьи может стать настоящей проблемой.
Человек с синдромом отличника никогда не бывает доволен собой. Чтобы он ни делал и сколько бы ни работал – этого никогда не достаточно для того, чтобы почувствовать себя профессионально и успешно. Здраво и справедливо оценить свои успехи они не могут. А еще такие люди чувствуют себя очень плохо, если «отличниками» у них быть не получается. Какими бы высококвалифицированными специалистами они ни были, одна «четверка», то есть замечание начальника, рекомендация коллеги и просьба клиента, становится для них причиной беспокоиться и разочаровываться в себе.
Постоянное желание соответствовать ожиданиям других людей негативно влияет на психологическое состояние «отличников». При этом эти ожидания чаще всего просто нереалистично завышены, а значит, и соответствовать им невозможно. Но жертвы синдрома считают – «Раз правила есть, их надо соблюдать. Их не могли придумать просто так».
В мире должно быть всё правильно и идеально – тоже позиция «отличника». Звучит хорошо, но неправдоподобно. Когда мы помним, что мир не черный и белый, это учит нас компромиссам, мы можем справляться с несправедливостью, от которой никуда не деться. Но «синдром отличника» не позволяет психике принять такую тактику. Человек впадает в острое состояние тревоги, теряет концентрацию, плохо себя чувствует, заболевает, отрицает происходящее.
Наш социум здорово адаптирован для того, чтобы люди как можно дольше не хотели расставаться с этим синдромом. Поощрения и премии на работе, рейтинги сотрудников в компаниях (считайте те же оценки в школе), штрафы за проступки – всё это позволяет синдрому отличника цвести и пахнуть, укореняясь в человеке. Усугубляется ситуация и тем, что мы все переживаем моду на перфекционизм – в одежде, уборке, графике, воспитании детей, на работе. Но есть большая разница между стремлением к идеалу и синдромом отличника. Дурная привычка начинает брать верх над человеком и он уже не способен здраво оценить свои действия.
Можно ли избавиться от синдрома отличника
Вопрос, который интересует всех, кто в описании узнал себя или знакомого. Да, можно и нужно.
Первая рекомендация - поход к психологу. Попробуйте выделить время и бюджет для того, чтобы поработать с этим вопросом. Это окупится свободой от синдрома, ощущением счастья и лёгкости. Представьте, что завышенные требования окружающих вас больше не заботят. Прекрасно, не правда ли?
Во-вторых, нужно поработать над самооценкой. Попробуйте оценить уровень ваших профессиональных навыков и личных качеств. Возьмите листок бумаги, ручку и запишите в столбик всё, что умеете или делаете на работе. На другом листочке перечислите все свои положительные человеческие черты. Отнеситесь к заданию ответственно, как вы умеете.
Посмотрите на оба этих списка и серьезно подумайте над тем, что всё это уже часть вас. Присвойте это себе, примите во внимание каждый аспект. Вы уже достаточно хороши для любви, симпатии и уважения. Вам больше не нужно лезть из кожи вон, чтобы получить новую порцию похвалы. Потому что вы уже отлично постарались.