Манипулятор никогда не действует в открытую, всегда уклончив, идет к своей цели окольными путями, использует искаженную правду и ловко маскирует ложь.
Он умело играет на невысказанном и неявном, чтобы заставить других поверить и действовать так, как хочет.
Короче говоря, манипулятор ловко нажимает на эффективные психологические пружины.
Но что делать, если подозреваете, что стали его жертвой? Прежде всего, нужно знать, каким оружием он пользуется.
Итак, вот 6 типичных уловок всех манипуляторов:
1. Полуправда
«Нет, я ведь никогда этого не утверждал» или «Ты просто меня неправильно понял!». Манипулятор — король блефа и мастак искажать информацию, умело переиначивая не только свои слова, но и слова жертвы.
В другом случае он до крайности приукрашивает, предлагает золотые выгоды. «На этой машине никто не ездил. Взгляни на салон и кузов, там ни одной царапины! Если тебя что-то не устроит, я всегда на связи».
Таким образом, все его обещания и заверения расплывчаты. Он скрывает правду под бесчисленным количеством несущественных деталей и общих фраз лишь бы добиться своего.
Возможный ответ: «Спасибо за предложение, но мне нужно подумать!».
2. Он льстит и навешивает ярлыки
«Ты единственный, кто может справиться с этой задачей. Кроме того, ты уже прекрасно сделал это в прошлый раз. И между нами, другим до тебя далеко!».
Ваш босс гладит вас по шерстке, чтобы дать очередное задание, за которое не планирует платить больше. Он делает все, чтобы повысить вашу самооценку и при этом использует очень мощный процесс, называемый «навешивание ярлыков», потому что подчеркивает черты характера или ценности как работника.
Маркировка при этом может быть как положительной: «Я знаю, что ты сделаешь все, чтобы презентация прошла на высшем уровне», так и отрицательной: «Ты не справился? Тогда надо начинать заново!».
Возможный ответ: «Да, я знаю, но, учитывая мою загруженность, у меня просто нет времени».
3. Игра на эмоциях
Чтобы добиться своего, кукловод может прикинуться дурачком или выдавать себя за слабого и безвольного человека. Цель при этом одна — побудить в вас желание помочь. Жертвы очень часто попадаются на этот крючок, ведь оппонент играет на эмоциях.
Он находит точки соприкосновения в общих переживаниях, но усиливает их в свою пользу. Этот принцип синхронизации очень эффективен, так как усиливает близость и снижает защиту.
Возможный ответ: «Я сочувствую, но ничем не смогу помочь».
4. Игра на чувстве вины
«Ты ведь не откажешь мне» или «После всего, что я сделал для тебя, ты не можешь отказать мне в этой маленькой просьбе!». Если манипулятор когда-то и оказал вам помощь, то не стоит надеяться, что безвозмездно.
Он всегда играет по принципу взаимности, который заключается в возвращении «долга». Эффективный прием, потому что никто не захочет показаться неблагодарным. Однако при этом манипулятор придает непропорционально большое значение своей первоначальной услуге.
Возможный ответ: «Да, я за все тебе благодарен, но сейчас у меня нет возможности тебе помочь».
5. Скрытая угроза
«Ты должен действовать на свой страх и риск, иначе наша договоренность теряет силу!». Подразумевается, что манипулятор перекладывает всю ответственность на жертву, при этом подталкивая к нужному решению с помощью скрытых угроз.
Если начальник или деловой партнер совершает такое вероломство в отношении вас, это должно вызвать серьезные опасения. Страх показаться плохим сотрудником или неуверенным человек при этом не должен преобладать, главное — слушать свой инстинкт самосохранения.
Возможный ответ: «Я не хочу и не буду рисковать!».
6. Сарказм и унижение
«Честно говоря, я разочарован. Я так надеялся на тебя, а ты подвел!». Манипулятор даже может намекнуть с помощью завуалированных фраз, что вы глупы и недостойны какого-либо уважения. «Тебе не кажется, что есть более умный способ убедить клиента заключить сделку?».
Это лишь один из тысячи способов втянуть собеседника в роль жертвы. Худшее — публичное унижение при свидетелях.
Возможный ответ: Не обращайте внимания, и если вы, например, находитесь в кафе, спросите: «Что вы возьмете на обед?».