Внедрение программного комплекса для мониторинга автотранспорта – едва ли не обязательное условие эффективной работы крупного автопарка. Понимание того, как работает транспорт, куда уходят затраты, как работают водители, по каким маршрутам движутся корпоративные автомобили и спецтехника – основа грамотного управления автопарком.
Но гибкий и масштабный программный комплекс с множеством функций, с возможностью автоматического формирования отчетов и синхронизации с датчиками, установленными в автомобиле, появился относительно недавно.
Если же посмотреть, какими изначально были системы и устройства для транспортного мониторинга, и сравнить с тем, что имеется сейчас, можно представить весь масштаб задач, поставленных перед системами телематики.
Самыми первыми устройствами мониторинга были бортовые тахографы, записывающие информацию о скорости движения автомобиля, и системы спутникового позиционирования транспорта.
На морском транспорте и в самолетах до сих пор устанавливается «черный ящик», фиксирующий всю информацию об основных параметрах движения, переговорах экипажа и показателях систем функционирования двигателя.
Настоящий скачок в развитии устройств мониторинга пользователи увидели только с развитием 2G-интернета, когда стала возможной передача информации в режиме реального времени.
В автомобилях появлялось все больше разнообразных датчиков и трекеров, связь с GPS-спутниками стала более доступной, а разработка новых программ для транспортной телематики получила спонсирование и продвижение на государственном уровне. Рынок систем мониторинга мгновенно вырос.
На сегодняшний день возможности транспортного мониторинга охватывают практически каждый процесс взаимодействия автомобиля и водителя. Датчики расхода топлива, GPS, ГЛОНАСС, видеокамеры и другие устройства слежения моментально получают, обрабатывают и передают информацию о функционировании автомобиля на любые расстояния.
Сейчас есть как узконаправленные программы, которые обеспечивают только отслеживание транспорта, так и системы нового поколения, для которых мониторинг — лишь одна из десятка решаемых бизнес-задач. Новые системы способны также обеспечивать сокращение простоя транспорта, подбор оптимального экипажа на заявку и в конечном счете помогают сократить финансовые затраты на автопарк. Пример такого программного обеспечения нового поколения — Платформа управления заявками и входящий в нее комплекс «ТМ: Корпоративные поездки".
Тем не менее основная и главная задача любой цифровизации, в том числе транспортной, – полная независимость от человеческого фактора, сведение участияе оператора-человека к минимуму. В настоящее время программы мониторинга и автоматизации уже позволяют компаниям экономить огромные деньги, но большая часть функций сводится к контролю за водителем и его поведением, то есть к минимизации человеческого участия.
В идеальном будущем программа для автопарка должна функционировать без участия человека и автоматически выбирать наиболее подходящее топливо, организовать закупку материалов, формировать отчеты и создавать маршруты автомобилей. Но главное условие для этого – гибкость бизнес-процессов компании или же невероятная кастомизация самих программных комплексов, способных учесть любые, самые специфические запросы пользователя.
Именно гибкие и настраиваемые программные комплексы, по прогнозам аналитиков, уже становятся новым этапом в развитии системы транспортного мониторинга.