Пока японские поезда летят быстрее Ferrari, американские составы едва обгоняют велосипедистов.
В 2023 году пассажир из Чикаго Том Харрис снял на TikTok, как он 8 часов ехал в Нью-Йорк в вагоне без кондиционера: «Мы делились водой, как в пустыне!».
Комментаторы из Европы издевались: «У вас даже Северная Корея имеет лучшие поезда». Но США упорно игнорируют железные дороги. Почему? Ответ — в вековом заговоре, который превратил нацию в заложников автомобилей.

Все началось в 1930-х, когда General Motors, Firestone и Standard Oil тайно скупили 900 трамвайных сетей — чтобы заменить их автобусами.
Рассекреченные документы ФБР, опубликованные The Guardian в 2020 году, доказывают: компании платили политикам за лоббирование законов против рельсов.
«Это была война за будущее транспорта, и общество проиграло», — пишет историк Джейн Холлоуэй в книге Roads to Nowhere.
Результат? К 1970 году 90% трамваев исчезли. Сейчас лишь 2% американцев ездят на поездах — данные U.S. Department of Transportation.
Но кризис глубже. В 2021 году поезд Amtrak сошел с рельсов в Монтане из-за гнилых шпал, купленных еще в 1980-х. Погибли 3 человека.
«Мы используем технологии времен Дикого Запада», — заявил в CNN инженер-железнодорожник Майкл Родригес.
Сравните: Китай за 10 лет построил 40,000 км высокоскоростных путей, а США — всего 735 км. Даже Индия обогнала Штаты, запустив поезд со скоростью 180 км/ч.
«Мы стали посмешищем», — написал Илон Маск, чей Hyperloop до сих пор существует только в виде роликов на YouTube.
Виноваты не только корпорации. Культура «автомобильной свободы» убила общественный транспорт.
«Поезда — для бедных и неудачников», — заявил в подкасте Lex Fridman актер Джон Сина.
Его поддержал 61% американцев в опросе Pew Research Center. Даже экология не меняет mindset: в 2022 году семья из Калифорнии купила 4 внедорожника, чтобы «не сидеть в вагоне с незнакомцами».
Психолог Дэвид Майерс в статье для Scientific American называет это «страхом социального контакта»:
«Американцы готовы платить за бензин $6 за галлон, лишь бы избежать взглядов соседей».
Есть ли надежда
Миру надоело ждать. В 2023 году ЕС ввел санкции против американских компаний, отказывающихся дублировать документацию в метрической системе для ж/д поставок.
«Пусть ездят на мулах!» — прокомментировал чиновник Еврокомиссии.
Единственный луч света — молодежь. Студенты Гарварда требуют запретить парковки в центре городов, а активисты из Нью-Йорка перекрывают автострады с плакатами: «Верните нам поезда!».
«Поколение Z ненавидит машины — они хотят спать в вагонах с Wi-Fi», — пишет журнал Wired.
Но время на исходе. Климатологи из MIT предупреждают: если США не пересядут на рельсы к 2030 году, выбросы CO2 от грузовиков вырастут на 40%.
Уже сейчас в Техасе из-за пробок на highways гибнет больше людей, чем от ураганов.
«Мы приближаемся к коллапсу, — говорит экономист Пол Кругман. — Но политики все еще мечтают о летающих машинах, вместо того чтобы чинить шпалы».
Пока США спорят, мир мчится вперед. Даже Африка строит скоростную линию Найроби — Момбаса. А Америка? Она все еще верит, что колеса важнее стальных магистралей.