Только лишь за летние месяцы из магазинов города Минска было изъято 3200 кг продуктов негарантированного качества.
«В магазине первым делом я надеваю очки и внимательно читаю, что написано на этикетках. Уверенности, что не предложат просроченный товар, нет никакой», — сказал бывший директор универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя. Отметим, что у него стаж работы в торговле составляет 45 лет.
С 1 июня 2014 года сотрудники Минского городского центра гигиены и эпидемиологии проверили 718 белорусских предприятий, которые производят и продают продукты. По данным санслужбы города Минска, по результатам проверки была приостановлена деятельность 93 объектов, изъяты из реализации 3200 кг продуктов негарантированного качества.
К административной ответственности были привлечены 61 юридическое и 457 физических лиц, общая сумма штрафа составила 1 млрд. 208 млн. 550 тыс. рублей (8057 базовых величин).
Заведующая отделением гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Регина Ивановская отметила, что среди основных нарушений, которые выявлялись при проверках, — несоблюдение температурного режима при хранении скоропортящейся продукции, реализация товара без маркировочных ярлыков и документов, подтверждающих его качество и безопасность. Также на многих наших предприятиях не соблюдались правила товарного соседства и гигиены.
В результате проверки Госсаннадзора нашей страны 17 581 объекта по всей Беларуси за первые пять месяцев этого года нарушения санитарных норм и правил выявлены на 14 641 объекте — это 83,2%.
Как пояснил заведующий противоэпидемическим отделением Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Дмитрий Голотик, основные нарушения касались реализации продуктов питания с истекшим сроком годности, несоблюдение температурного режима, неудовлетворительное санитарное состояние помещений, торгового и технологического оборудования, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов.
Выявленные нарушения — это лишь вершина айсберга, отметил Владимир Нерозя.
«Думаю, что если хорошо копнуть, количество будет как минимум в 10 раз больше, — сказал Владимир Нерозя. — Эта проблема связана с тем, что теперь в торговле работает очень много непрофессионалов. Учебные заведения не справляются с задачей подготовки кадров, так как магазины открываются в очень большом количестве и им требуется все больше и больше персонала. При этом во многих крупных предприятиях торговли предлагают высокие зарплаты, которые являются привлекательными для молодежи. В результате в торговле работают и студенты, и вчерашние школьники. Это создает ситуацию, когда среди прочего не замечают, что сроки реализации заканчиваются, что продукция хранится в ненадлежащих условиях. Что можно требовать от неподготовленного человека?».
Умышленно просроченный товар, как правило, не продают, так как это «обходится магазину очень дорого в случае наложения штрафа». Чаще такое случается по причине «головотяпства и неподготовленности персонала».
Кроме того, серьезные продавцы дорожат репутацией: «Если рискнуть и продать пророченный товар, часть покупателей, как правило, с деньгами, обнаружат это дома. Большинство не вернется с товаром в магазин и, не исключено, не придут туда больше вообще. То есть покупателя магазин уже потерял, он ему не доверяет. А сохранить покупателя — все-таки самое важное. И все же есть случаи реализации просроченного товара и в мировых торговых сетях, и в очень хороших магазинах».
Сам же Владимир Нерозя сталкивался в магазинах не раз с тем, что сроки и условия хранения не выдерживаются: «В «Юбилейном» я даже не смотрел на сроки годности, если что-то покупал. Знал, что эту работу за меня сделал настоящий специалист. Теперь, когда прихожу в любой продовольственный магазин, первым делом надеваю очки и очень внимательно читаю, что написано на этикетках. Уверенности, что на полках не стоит просроченный товар, нет никакой».
Возможно, если бы в торговле использовалась уценка продуктов, срок реализации которых завершается, на полках магазинов было бы меньше просроченных товаров?
Уценка как маркетинговый ход, отметил Нерозя, используется в магазинах нашей страны, правда не в таких масштабах, как, например, в странах Евросоюза. Во Франции в случае покупки багета мелким оптом на следующий день после выпечки платят в десять раз меньше, чем при покупке еще теплого поштучно.
Неактивность отечественных магазинов в части уценки товара, находящегося на грани окончания срока годности, во многом связана с тем, что для того, чтобы произвести уценку, необходимо заполнить много документов.
«Это приличная волокита», — сказал Владимир Нерозя, отметив, что в европейских магазинах изначально определен процент товара, который может быть уценен за определенное время до окончания срока реализации. В результате «отделы уценки пользуются хорошим спросом». Причем там продается и товар, внешний вид которого недостаточно хорош — например, овощи в помятых жестяных банках.
У нас же нередки случаи, когда просроченный товар выбрасывается, причем часто в том виде, в каком он некоторое время стоял на полках магазина. Однако по правилам просроченный товар не должен выбрасываться в целости и сохранности на радость бомжам. Эта продукция должна быть непригодна к употреблению, то есть содержимое пакетов и баночек отравлено в канализацию, а сами они должны быть разрезаны.
В случае если просроченная продукция выбрасывается в неповрежденной упаковке, «это опять-таки показатель неподготовленности кадров».