Собственники строящихся торгово-развлекательных центров в ближайшие годы сыграют ключевую роль в привлечении мировых брендов в страну. Одним удастся напрямую привести международные сети в свои объекты, другим предстоит договариваться о получении франшиз. Об этом рассказал менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.
Рынок столкнулся с изобилием торговых площадей и дефицитом брендов. Действующие комплексы пытаются справиться с ротацией арендаторов, новые – с низкими темпами заполнения помещений и высоким уровнем вакантности. Поскольку покупательская способность населения остается нестабильной, некоторые ритейлеры пересматривают программы по развитию и оптимизируют сети. Владельцам крупных торговых комплексов приходится рассчитывать на мировые бренды.
Переломный момент может наступить уже в ближайший год: некоторые международные сети сейчас «на полпути в Минск». В настоящее время возможность выйти на белорусский рынок в той или ином форме рассматривают известные бренды с широкой географией – от России и Турции до Италии и Финляндии. Наибольший интерес наш рынок представляет для брендов модной одежды, товаров для детей и общественного питания.
Мировым брендам интересны крупные комплексы с современными торговыми площадями. Большие ожидания участники рынка связывают с ТРЦ Galleria Minsk в центре Минска. «Открытие комплекса станет индикатором всего рынка, поскольку по своему расположению, архитектуре, объемно-планировочным решениям и технической «начинке» комплекс соответствует требованиям мировых стандартов. Если там не появятся зарубежные бренды, то это станет сигналом, что рынок Беларуси еще недостаточно привлекателен и нужно больше ориентироваться на возможности региональных и локальных операторов», – пояснил эксперт.
В 2016 году также должны открыться комплексы GreenCity и DanaMall. «Оба торгово-развлекательных центра имеют крупные размеры и ориентированы на широкий пул операторов. Вероятно, заполняться они будут поэтапно, поскольку найти операторов на такой объем торговых площадей в Минске сейчас практически невозможно. Девелоперы начнут проводить более гибкую политику в отношении арендаторов», – считает Дмитрий Дробышев.
Если мировые бренды будут вести себя пассивно, девелоперам придется открывать магазины по франшизе. «Сейчас это довольно распространенная схема: девелоперы открывают собственные магазины, чтобы тем самым подтянуть других операторов. Причем так поступают и в Европе: это не только упрощает заполнение объекта, но и позволяет чувствовать поведение потребителя, лучше понимать ситуацию в торговом центре», – отметил специалист.
Минск до конца года должен получить 166 тыс. кв.м качественных торговых площадей, в результате чего рынок увеличится на 38%. Переизбыток площадей окажет давление на арендные ставки, которые продолжат снижаться в текущем году. Многие девелоперы пойдут на уступки: от предоставления арендных каникул до привязки ставок к величине торгового оборота арендатора.
«С другой стороны, рынок ожидают качественные преобразования: потребители и арендаторы получат интересные объекты с доступными ценами. Большую роль будет играть развлекательная часть: в торговые центры будут ходить не столько за покупками, сколько за впечатлениями и эмоциями, чтобы провести время с семьей. Девелоперы станут больше усилий направлять на то, чтобы сделать свои объекты по-настоящему интересными для посетителей», – подчеркнул Дмитрий Дробышев.