«Берите, мне не жалко». Уличные музыканты Минска рассказали, на что им хватает честно заработанных денег

10.07.2019 18:42
Обновлено: 13.07.2019 18:45

Как уличные музыканты зарабатывают себе на жизнь, с какими трудностями готовы столкнуться и легко ли просто встать посреди улицы и начать играть на публику?

На эти и многие другие вопросы об уличном творчестве ответят два человека – Георгий и Петр, которые знакомы между собой и играют в столичных переулках и переходах уже около года, но их мнения о том, чем они занимаются, отличаются. Оба предпочитают для себя гитару, но музыкальные вкусы у ребят разнятся.

Георгий предпочитает выступать на всем известной гуляющей улице Зыбицкой, где царит атмосфера вечного праздника, там он исполняет известные песни Виктора Цоя, "Гражданской обороны" и мало кому известной исполнительницы сибирского рока Янки Дягилевой. Петр выбирает себе менее популярные места, например, подземный переход, где играет преимущественно постпанк-ривайвл, песни группы Editors и американской инди-рок группы TheNational. Ребята исполняют разные песни в различных местах, но их объединяет то, чем они занимаются и сейчас они расскажут, каково это – быть уличным музыкантом.

Помнишь свой дебютный выход?

Георгий: Да, мне тогда были нужны деньги, и я решился выйти попробовать сыграть на улицу. Подумал так, если я закончил музыкальную школу, и более-менее умею играть, то людям должно понравиться. Долго не раздумывая, взял свой саксофон, вышел на улицу и сыграл. Получил от этого процесса феерическое удовольствие! Людям действительно нравилось, некоторые даже подходили, благодарили меня за мое исполнение. И да, в первый же день мне удалось заработать небольшие, но деньги.

«Берите, мне не жалко». Уличные музыканты Минска рассказали, на что им  хватает честно заработанных денег

Петр: Свой первый выход помню смутно, поэтому деталей назвать не могу. Помню, что это было в переходе возле Комаровского рынка, поздно вечером. Но точно могу сказать, что в самом поступке не колебался – выходить или нет. Что-то потянуло, решился выйти. Случилось как-то естественно, что ли.

Какие ощущения испытывал, когда впервые выходил играть на публику?

Георгий: Все люди боятся чего-то нового, но преодолеть себя и попробовать то, чем никогда не занимался, это нормально. Я испытывал небольшое волнение, но оно быстро испарилось сразу после первой мелодии, которую я сыграл.

Петр: Был мандраж. Было страшно начинать именно петь. Сделать этот рывок к первой ноте. Боялся прозвучать фальшиво. Казалось, что каждый прохожий внимательно меня слушает. Когда я все-таки не попадал в ноты, а на первых порах это случалось часто, то испытывал стыд, хотелось провалиться сквозь землю.

Помимо улиц играешь где-нибудь еще, например, в кафе или подобного рода заведениях?

Георгий: Могут позвать на квартирник за небольшой гонорар. Если рассматривать кафе, то там гонорар за выступление, конечно, больше. И все же большую часть времени я играю на улице и отдаюсь этому делу целиком. Для меня не важно, будут меня слушать 5-10 человек на улице или 1 000 на стадионе. Важно, чтобы моя музыка нравилась людям и пробивала на искренние эмоции.

Петр: Нет, только в переходах. На улице тоже бываю, но чаще в переходах. Музыкальную школу я не заканчивал, поэтому всему учился сам. Гитара оказалась в моих руках в 2014 году, помню, что была без одной струны, расстроенная, и для меня, как для абсолютного профана в этом деле, это была настоящая проблема. Со слухом у меня тоже все было очень плохо. Со временем какого-то среднего уровня достиг, но для выступлений на сцене этого мало.

Как родители и друзья смотрят на то, чем ты сейчас занимаешься? Поддерживают или осуждают?

Георгий: Первое время скептически смотрели на эту затею. Сейчас поддерживают и смотрят на мое увлечение положительно. Друзья непосредственно принимают во всем этом участие и вносят свой вклад. Могут помочь с аппаратурой, потому что я играю с ней. Моя девушка – звукорежиссер и связей в музыкальном мире у меня много, так что если нужна мне будет помощь, не пропаду.

Петр: Сейчас родители меня поддерживают. Вообще, они всегда рано или поздно принимали мой выбор. А что касается друзей, то у меня их нет. Это принципиальный момент.Есть много знакомых, а как они относятся к моим увлечениям, меня не волнует.  

«Берите, мне не жалко». Уличные музыканты Минска рассказали, на что им  хватает честно заработанных денег

То, чем ты сейчас занимаешься, это твой основной источник дохода?

Георгий: У меня нет такого понятия, как основной источник дохода. Сейчас я студент и нигде официально не работаю. Я и на улице зарабатываю и ютубекаверы делаю, со всего понемногу удается получить.

Петр: Нет, сейчас я работаю курьером, а на деньги, которые получаю за игру в переходе, жить в полной мере нельзя. Хватает только на карманные расходы, и пока меня это устраивает. В целом никогда не стремился уделять большое внимание коммерческой стороне.

На что хватает честно заработанных денег? Сколько выходит заработать в месяц?

Георгий: Скажу честно, на еду хватает, но играть я выхожу не ради денег, а для того, чтобы порадовать себя и людей вокруг. Точные цифры назвать невозможно, каждый месяц получается заработать разную сумму. Можно поднять всего 200 рублей, можно 500, а можно в разы больше, все зависит от того, сколько людей на улице и насколько им нравится твое выступление, чтобы они сами захотели тебя материально поддержать.

Петр: В моём случае за два часа выступления в среднем получится где-то 10-12 рублей. Я не слежу за тем, сколько мне удаётся заработать, например, за неделю или за месяц. У тех, кто играет в более многолюдных местах, будут совсем другие цифры. Назвать однозначную сумму, даже примерную, невозможно, ибо слишком велика роль случая.

Есть какой-нибудь секретный способ, чтобы уличный музыкант смог заработать в разы больше или все решает талант?

Георгий: Хотелось бы сказать, что от таланта все зависит, но это была бы ложь. У каждого свои способы, как привлечь к себе больше внимания со стороны окружающих, чтобы заработать больше. Музыка в Беларуси очень дорогостоящее развлечение. Если я, например, выйду играть в переход со старой дедушкиной гитарой, то я ничего не заработаю, даже если буду классно петь и попадать в ритм. Для начала нужно вложиться хотя бы в ту же аппаратуру, колонки с хорошим звуком.

Петр: Никогда об этом не думал, поэтому такие методы, если они и есть, продолжают быть секретными и для меня. Если говорить про талант, то талантливый человек – это уникальный случай по определению. Таких людей единицы. Таланты всегда привлекут больше внимания, всегда будут на шаг впереди обычных музыкантов. При этом не могу сказать, что выдающиеся способности принесут гарантированный успех.

Конкурентов много? Как относишься к другим музыкантам, которые играют поблизости?

Георгий: Много ребят играют по всему Минску. Отношусь к ним положительно, они так же как и я зарабатывают деньги. У каждого свои условия и разные песни, для которых найдется своя аудитория. Кому-то нравится попса, а другим больше зайдет старый рок. Я никогда не стану ради денег играть те композиции, которые мне не нравятся, а другие музыканты, наоборот, за лишнюю купюру сыграют все, что пожелаешь. Только ради прибыли выходить играть можно, но тогда это сопоставимо с тем, как ходить на работу. Не будешь получать никакого удовольствия.

Петр: Я не рассматриваю других музыкантов как конкурентов, потому что в принципе не применяю этот термин к музыке. Искусство – это не спорт, здесь первых и последних мест нет. Поэтому и к другим музыкантам отношусь положительно, всегда рад послушать, могу подойти, пообщаться.

Помнишь день, когда тебе удалось заработать намного больше обычного? Возможно, попадались очень щедрые слушатели?

Георгий: Была ситуация, когда я и мои друзья играли группой, подошел парень и положил 5 000 российских рублей одной бумажкой. Как оказалось, он из Москвы и ему просто очень понравилось наше исполнение. Сказал нам с усмешкой: «Ну, вы тут приглядите за деньгой. Это вам не только за музыку, но и за то, что вы люди хорошие!»

Петр: Как-то поздно вечером, в переходе возле Комаровского рынка, ко мне и моему хорошему знакомому, с которым мы играли, подошёл мужчина и подарил бутылку вина. Чуть позже еще и 100 рублей положил и произнес: «Берите, мне не жалко, классно сыграли!». Это нас порадовало, но и, конечно, удивило.

Были ли такие случаи, когда правоохранительные органы просили уйти? И есть ли в Минске места, где запрещено играть?

Георгий: Точно знаю, что есть специально отведенные места, где можно играть, но даже там надо получить разрешение от Мингорисполкома, а это не каждому удается. Даже когда получишь все разрешения, нужно играть конкретный репертуар и соблюдать определенные стандарты, которых я не знаю. Как и большинство, я играю без всяких разрешений. Если нас просят уйти, мы отвечаем: «Все поняли, уже уходим» и быстро ретируемся. Но, как правило, нас не прогоняют, и милиция смотрит на нас даже положительно.

Петр: Да, было два или три случая, когда работники милиции вежливо просили удалиться. Такое, думаю, случалось почти с каждым уличным музыкантом. Но здесь важно понимать, что в правоохранительных органах работают такие же люди, как и мы, а люди бывают разные: и плохие, и хорошие. Поэтому не стоит возводить несколько неприятных случаев в «абсолют» и утверждать, что все милиционеры негативно относятся к уличным музыкантам. Это не так. Недавно с целым отрядом, а их было где-то человек девять, спел «Восьмиклассницу».

С какими проблемами может столкнуться уличный музыкант?

Георгий: Проблемы житейские. Струна может порваться. Дождь резко начнется, разгонит людей. Аппаратура накроется в неподходящий момент. Произойти может все, что угодно. Скажу проще, у музыкантов такие же проблемы, как и у других людей. Другое дело, что если ты вышел с гитарой играть на улицу, ты еще не музыкант. Чтобы стать настоящим музыкантом, надо со всей серьезностью и ответственностью относиться к этому делу.

Петр: 

Кроме чисто технических проблем, на мой взгляд, есть еще и проблема общественного характера. Например, когда тебя донимает неадекватный человек. И речь идёт не только о пьяных, но и о трезвых людях. 
В первом случае бывает так, что приходится убегать, впопыхах собрав вещи, но даже это «цветочки».

Музыканта могут банально ограбить, сломать инструменты, избить. Во втором случае, как правило, все заканчивается уходом самого человека, просто диалог в таких ситуациях неприятен, ибо приходится буквально оправдываться за то, что априори оправданию не подлежит. Например, почему не знаю 'заказанной' песни или почему пою то, что нравится мне, а не то, что нравится кому-то одному другому.

Вместе с этим еще обязательно услышу массу советов о том, как надо правильно подходить к делу. C другой стороны, можно не считать это проблемой, если фокусироваться исключительно на положительных случаях, коих больше.

«Берите, мне не жалко». Уличные музыканты Минска рассказали, на что им  хватает честно заработанных денег

Какой песней или мелодией обычно завершаешь свое выступление?

Георгий: Определенной песни нет, тут все зависит от настроения. Чаще я завершаю свое выступление провокационной песней. Это может быть Цой «Перемен». Завершение должно быть запоминающимся, чтобы люди хотели на следующий день опять прийти и послушать наше выступление.

Петр: Песен я знаю очень большое количество, как на русском, так и на английском языках. Какую вспомню, такой и закончу. Чаще заканчиваю англоязычной песней.

Георгий и Петр договорились в этот день выйти играть соло ради интереса, кто из них сможет заработать больше за один вечер. Петр входит в свой привычный переход на улице Богдановича. Георгий по-прежнему решил остаться на Зыбицкой. Оба играть начали после 18 часов вечера, когда люди начинали наводнять улицы, идя с работы домой или по своим другим делам.

Длилось выступление каждого до 22 часов вечера, после уже улицы пустели. Однако, на Зыбицкой, как всегда, к вечеру народу только прибавилось, несмотря на пасмурную погоду.

Пете удалось честно заработать 17 рублей и 7 копеек. Григорий собрал примерно 30 рублей. После 22 вечера оба разошлись по домам. Утром Петр идет на работу, а Георгий в универ, следующим вечером они вернутся на свои излюбленные места и продолжат заниматься тем, без чего жить уже не могут – играть людям песни, которые нравятся не только прохожим, но и самим исполнителям.

Олег Островский

Фото: © Белновости

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса