Молодому специалисту, выпускнику учреждения образования, который учился на дневной бюджетной форме, после получения высшего образования нужно отработать 2 года, а если студент поступал в университет по целевому направлению, время отработки составит 5 лет.
Наша героиня Карина Наливайко выпускница факультета начального образования БГПУ. Выбором профессии она обязана своей первой учительнице, которая является, как говорит девушка, высококлассным педагогом.
«И я, глядя на методику преподавания учителя, решила пойти по ее стопам», — рассказывает молодой специалист.
При распределении студентов учитывается успеваемость, участие в общественной и научной деятельности, место прохождения преддипломной практики, семейное положение, рекомендации учреждения образования и личные пожелания выпускника.
В этом году всем выпускникам бюджетной формы обучения данной специальности предоставлялась возможность выбора места отработки. Выпускница педагогического университета со средним баллом 8,9 вернулась в родную школу в агрогородок Атолино Минского района и с 15 августа она официально является учителем начальных классов.
При выборе места работы Карина руководствовалась тем, что в своей родной школе была со всеми знакома и знала, что любого рода поддержкой она, начинающий специалист, будет обеспечена.
Помощь и от директора, и от учителей, была еще во время прохождения преддипломной практики, которая успешно была выполнена студенткой в стенах родной школы. Вариант работы после университета в Минске девушка не рассматривала, так как не видела смысла тратить деньги на съемное жилье, да и ее родной агрогородок находится буквально в 10 километрах от Минска и связан со столицей хорошим транспортным сообщением.
На молодого специалиста распространяются такие же нормы законодательства о труде, как и на другие категории работников.
В зависимости от учреждения образования и предмета учитель может работать на 0,25, одну или 1,5 ставки. Следует помнить, что нагрузка педагога состоит из образовательного процесса, организационно-воспитательной работы и контроля учебной деятельности учащихся, поэтому помимо уроков есть возможность проводить дополнительные занятия.
Что касается зарплаты учителя, то она состоит из оклада, надбавок, премий и материальной помощи, в зависимости от прописанного Положения коллективного договора, который существует в каждой школе, поэтому говорить о фиксированной сумме, которую платят работнику сферы образования ежемесячно, сложно, так как она зависит от количества часов, категории, стажа, участия в мероприятиях.
Для того чтобы молодому специалисту, например, получать около 500 белорусских рублей, необходимо иметь полную ставку (20 учебных часов) и вести факультативы.
«Финансовая сторона вопроса меня не особо интересует», — признается девушка. Да и пока о конкретной зарплате сложно сказать, потому что выпускница педагогического университета проработала всего несколько дней и уроков еще не проводила.
Помимо основных учебных занятий, Карина планирует проводить факультативы, которые будут проходить после основных уроков. Для их функционирования необходимо наличие не менее 5 детей.
Карина заранее продумала варианты факультативов — «Вытокі роднай мовы», «Учимся говорить правильно», «Мы познаем мир», «По ступенькам правил здорового питания», «Развитие творческих способностей» и «Математическая радуга».
При выборе и разработке факультативов молодая учительница учитывала не только такой факт, как развитие у ученика интереса к какому-либо предмету, а акцент делался и на развитие коммуникации, творческих качеств и в целом на расширение кругозора.
В связи с тем, что преподавание основных предметов в школе ведется на русском языке, то молодой специалист считает, что важно уделить время белорусскому языку, чтобы дети понимали основные понятия и могли излагать мысли на родном языке.
Учительница говорит, что в университете был получен хороший старт для работы. Тогда проводилось много дополнительных курсов по изучению и белорусского языка, и по использованию наглядных пособий и технических средств обучения.
У Карины имеются сертификаты об освоении образовательных программ обучающих курсов: «Использование наглядных пособий и дидактических игр по методике Н. А. Зайцева для обучения детей математике, чтению и письму в начальной школе, а также в домашних условиях», «Использование сервисов WEB 2. 0. в начальной школе», «Часціны мовы, асаблівасці вывучэння часцін мовы ў пачатковай школе» и другие.
Будучи студенткой педагогического университета, Карина участвовала в конкурсе «От культуры чтения — к культуре личности» и проводила урок-путешествие, используя нестандартные формы обучения, тем самым применяла полученные знания на практике.
Возможно, многие, вспоминая о недоборах студентов в педагогические вузы, очередной раз подумают, что некоторые поступают туда по простой причине возможности получения диплома о высшем образовании.
Наша героиня отмечает, что несколько лет назад, осознанно выбрав профессию учителя, она не ошиблась. В планах на будущее — упор на самообразование и совершенствование своих профессиональных навыков.
Виктория Войтешонок
Фото: из личного архива героини