Прокуратура Борисовского района в ходе изучения информации, размещенной на электронной торговой площадке goszakupki.by выявила нарушения антикоррупционного законодательства и законодательства о государственных закупках, допущенные должностными лицами государственного предприятия при проведении конкурса с ограниченным участием по закупке услуг по текущему ремонту придомовой территории одного из домов на территории Борисовского района.
В соответствии с абз.3 ч.2 ст.15 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией) государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном актами законодательства, обязаны проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений о проведении закупок.
В соответствии с абз.9 п.1 ст.32 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о государственных закупках) конкурсные документы утверждаются заказчиком (организатором) и должны содержать критерии, способ оценки и сравнения предложений, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (далее – постановление №449) закреплены критерии оценки и сравнения предложений, подлежащие применению, в том числе при проведении открытого конкурса. Указанные критерии разделены на две группы: стоимостная и нестоимостная.
В силу подп.1.1-1 п.1 постановления №449 для строительной отрасли к критериям оценки, установленным в подп.1.1 п.1 в составе нестоимостной группы, дополнительно применяются следующие критерии оценки: условия предоставления аванса; общая цена договоров, соответствующих предмету государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований в конкурсных документах не установлен в составе нестоимостной группы дополнительный критерий оценки предложений участников «условия предоставления аванса».
При этом конкурсные документы содержат указание на порядок оплаты: среди прочего заказчик предоставляет подрядчику текущий аванс в размере 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, в соответствии с графиком платежей.
Кроме того, в конкурсных документах установлен критерий оценки не предусмотренный законодательством - «общая цена договоров, соответствующих предмету государственной закупки или аналогичных, сопоставимых по цене (не менее 50 % предельной стоимости предмета государственной закупки), исполненных участником за последние три года до даты подачи предложения».
Указанные нарушения законодательства о закупках носят явный характер, могут причинить существенный вред правам и законным интересам участников процедуры закупки, а также государственных интересам.
Согласно абз.12 ч.1 ст.25 Закона о борьбе с коррупцией нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.
Кроме того, статьей 12.9 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь установлена административная ответственность за нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг).
По результатам проведенной проверки прокуратурой Борисовского района вынесено предписание об устранении нарушений требований антикоррупционного законодательства. Должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Принятия упреждающих мер прокурорского реагирования предотвратило использование бюджетных средств с нарушением требований законодательства в сумме свыше 222 тысяч рублей.
Материал подготовлен старшим помощником прокурора Борисовского района Е. В. Кальвинковской специально для информационно-новостного портала "Белновости" (Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации (СМИ) № 2 от 21 декабря 2018 года).