Молодечно, население которого превышает 90 тыс., еще недавно возглавляло топ самых безработных городов республики.
Сегодня запрос на одном из самых популярных ресурсов по поиску работы выдает 1200 доступных в городе вакансий, многие из которых остаются открытыми по несколько месяцев, более 500 предложений о работе размещено на сайте Управления по труду и занятости Молодечненского райисполкома.
Тем не менее каждое утро в электричке, следующей в Минск, аншлаг, плотный трафик и на трассе — тысячи молодечненцев едут на работу в столицу.
Казалось бы, пазл не складывается: безработицы нет, а люди едут за своим рублем в Минск. Но жители города поясняют: «В Молодечно есть все для жизни, кроме заветных для белорусов 500 $. Хорошо, если удается заработать 500 рублей.
Несмотря на наличие вакантных мест, разрыв по уровню зарплат в столице и провинции существенный. К примеру, санитарка в столичном медцентре может заработать 650 руб., в то же время в Молодечненской ЦРБ открыто шесть вакансий с з/п 330 руб. Такой же дисбаланс и в других сферах.
Семья в приоритете, но деньги нужны
На часах 06:30. В здании вокзала в Молодечно многолюдно, среди ожидающих электричку много женщин. Знакомимся с Ольгой.
— На маршрутке было бы быстрее, но это дорого — теперь 4,50 руб. в одну сторону. Так зарплату всю проезжу. Электричка, что в 06:47, идет почти два часа, но билет — 1,64 руб.
Еще минимум полчаса на городском транспорте еду, — рассказывает ежедневный маршрут на работу Ольга, эколог-биолог по образованию. — В 05:30 встаю. Кому-то диким кажется, но я привыкла к такому режиму. Еду на работу и лица все знакомые. Кажется, что весь город мигрирует, — с ноткой грусти замечает собеседница.
Среди многочисленных попутчиков Ольги водители, медсестры, строители, швеи, инженеры, кассиры… Сама женщина в таком ритме живет 3 года, с тех пор как после декрета устроилась менеджером по продажам в небольшой столичной компании.
— Конечно, хотелось рядом с домом найти работу, чтобы больше времени на семью оставалось, но в Молодечно за ту же работу предлагали максимум 500 руб., и то это не гарантированный оклад, сколько бы дали на руки — загадка. В Минске около 850 руб. набегает.
Семья, конечно, в приоритете, но сегодня только 230 руб. из семейного бюджета надо выкроить на оплату кредита за жилье, — сетует Ольга. — Вот и крутимся с мужем как можем, пока с ребенком бабушки могут помочь. Но вакансии в городе тоже регулярно просматриваю.
Многодетная мама Светлана «два через два» ездит на работу в санаторий «Юность».
— Здесь работала продавцом-консультантом в торговом центре в салоне обоев. Нравилось все, кроме зарплаты. Даже 300 руб. не всегда получала. Теперь пошла санитаркой. Конечно, тяжело.
После рабочей смены дома только к 23:00 появляюсь, — говорит Светлана. — Зарабатываю 650 руб., на проезд уходит 50. Но здесь же почти вдвое меньше платят. И работа в санатории лучше и «чище» чем, например, в послеоперационном отделении больницы.
Минчан среди коллег мало, все из ближайших районов. А сами подумайте, цены на все на периферии такие же, а на фрукты и овощи на рынке еще и выше. Пока родители с детьми могут помочь, буду ездить, — резюмирует Светлана.
Татьяна больше 20 лет работала палатной медсестрой в районной больнице.
— Думала, до пенсии доработаю на одном месте. Но жизнь заставила планы поменять, — рассказывает женщина. — Несмотря на то что в городе есть медучилище, персонала в больнице не хватает. Молодежь не задерживается. После обязательной отработки все стремятся в Минск.
Нагрузку делят те, кто остается, а это дополнительные дежурства. Часто выходить приходилось с ночной смены опять в ночь. На посту по 25-30 человек и всем капельницы и другие назначения.
Не каждый такую нагрузку выдержит, тем более не 20 лет уже, — поясняет медсестра. — Были бы дети маленькие, задумалась бы, а муж и не замечает в Минске я или на месте работаю.
Зарабатываю 650 руб., в Молодечно надо две ставки брать, чтобы 700 получить. А здесь в месяц получается 12 дежурств. И нагрузка не такая сумасшедшая — человек десять на посту.
Если бы могли в Молодечно предложить медсестрам больше зарплату, то и ездить бы перестали. Много медиков едет: врачи, фельдшеры, санитарки. Хотя, казалось бы, бюджетная сфера и оплата труда должна быть сопоставима со столичной.
Утро на перроне вокзала Елена начинает уже 4 года.
— Работала в Молодечно главным зоотехником в зверохозяйстве. Потом на пенсии чуть-чуть посидела и стало скучно, — с улыбкой говорит женщина. — Теперь хозяюшкой в ресторане работаю по совету подруги. Довольна очень: 650 руб. получаю и питание бесплатно.
Разве же это плохо? Тут работала в кафе, но недолго совсем. Было 300 руб. И руководство идет навстречу, чуть раньше на электричку отпускают. В 22:30 уже дома.
А вот Лариса, работающая начальником Центра координации дополнительного образования взрослых, 70 км до столицы преодолевает не из финансовых соображений. — Учитывая мой педагогический опыт, с работой проблем нет. И зарплату в Молодечно предлагали больше, но я люблю свою работу и ничего менять не планирую.
Комфортно жить, но карьера только в Минске
В 07:14 отправляется скоростная электричка и на перроне становится еще многолюднее. Среди пассажиров Андрей. Работает ведущим специалистом в частной компании.
— В электричках уже достиг совершеннолетия — 18 лет езжу, — шутит мужчина и признается, что другого варианта для себя не видит. — И возраст уже не юный, чтобы перестраивать жизнь.
Все устраивает и дорога не напрягает — новости в пути читаю, книги.
Беседу поддерживает Александр, работающий геологом-бурильщиком.
– Да. В Молодечно на предприятиях «голодно». Заводы, гремевшие на весь СССР, сегодня едва дышат. Что поможет? Разве что серьезная модернизация.
Но сегодня вместо развития предприятий в городе только торговые центры открываются. Конечно, и там есть места, но куда деться рабочему, — сетует мужчина.
— У меня работа тяжелая и хочется хоть отдачу нормальную получить. У нас на предприятии большинство «лимитчики».
Да, так везде — все деньги в столице и в России, и в Украине, и в Литве... Ничего удивительного, и никакой в этом нет трагедии. Свободный выбор: хочешь на месте за 500 руб. работай, а хочешь в Минске вдвое больше получай. Согласен с этим мнением и 33-летний Сергей, работающий главным специалистом по внешнеэкономическим связям на одном из столичных предприятий.
— Окончил иняз в 2009 году. В Молодечно не работал ни дня, — поясняет мужчина, — даже время на поиски тратить не стал, да и наслышан был от знакомых, какие зарплаты и условия.
Хотя и в Минске зарабатываю до 1000 руб., есть еще к чему стремиться. В перспективе хочу перебраться в Заславль, чтобы не тратить несколько часов на дорогу. От минской суеты устаю, но карьеру построить получится только в столице.
Знакомимся в зале ожидания с Евгением. Он не ждет электричку, встречает знакомого. Сам Женя ИП в сфере строительства.
— Тоже работаю в Минске. Езжу на машине — много инструмента, — делится с «Беловости» мужчина.
Парадокс в том, что Евгений, когда-то переехавший из Гродненской области в столицу, затем перебрался из съемной однушки в собственный дом в Молодечно.
— Я не жалею, — говорит мужчина. —Хотя больше 2 часов в день за рулем и работа физических затрат требует. Зимой особенно тяжело в дороге.
Но дом в Минске недостижимая мечта, а хотелось свой участок и комфорт для семьи.
Признаюсь, строил свой дом и рассчитывал, что в большом городе можно будет зарабатывать не меньше, но ошибся. Уровень зарплат в городе низкий, хотя в среднем цены на услуги как в столице. Но люди ремонты делают в основном своими силами. Работы мало, поэтому выгоднее тратиться на топливо.
Меньше тратить или больше зарабатывать
Семейная пара Павел и Людмила, с которой мы познакомились в электричке, предпочитают экономить, но не менять уклад жизни.
— Едем на рынок в Ждановичи. Там и в «секонд» сходим и овощи-фрукты купим, — делится планами Павел. — Я слесарем здесь зарабатываю 700 руб., жена продавцом — 400 руб. Да, не много, но нам двоим на жизнь без роскоши хватает, стараемся просто правильно деньги тратить, — рассказывает мужчина.
— Дети взрослые уже, самостоятельные. Они, конечно, перебрались в Минск. Говорят, тут отстой. Сам лет 10 ездил на завод в столицу работать. Но это ж не жизнь по электричкам да автобусам полдня.
Работа в столице вынужденная мера или свобода выбора?
Вопрос, конечно, риторический. Быстро развивающиеся мегаполисы всегда притягивают рабочую силу с периферии, и это совершенно нормальное экономическое явление во многих странах.
В Москву на электричках и машинах ежедневно ездят на работу около миллиона человек.
Жители Потсдама стремятся на работу в Берлин, где зарплаты выше, в свою очередь, немцы граничащих со Швейцарией земель ездят трудиться на швейцарские предприятия.
Для Канады сотня километров до рабочего места в порядке вещей. Скоростные электрички с комфортом доставляют работников из провинции в Японии и Англии.
У них, как и у молодечненцев, одинаковый стимул — заработать больше, но при этом не менять комфортное место жительства.
Татьяна Кутько
Фото: © Белновости