Янина Козлова – девушка, переехавшая 9 лет назад из Минска в Лельчицы, теперь спасает бездомных животных. За это время было много и найденных, и пристроенных, а также тех, кто до сих пор живет в семейном приюте.
Случай, произошедший год назад в Гомельской области, вряд ли кого-то оставит равнодушным, и уж точно заставит удивиться человеческой жестокости.
Отец Яны, Сергей Дмитриевич, возвращаясь в один из дней с делянки на автомобиле, увидел в овраге вдоль трассы мечущуюся собаку и 3 картофельных мешка, один из которых шевелился.
Мужчина, заподозрив неладное, остановился. И, как оказалось, не зря: в туго завязанных мешках было 7 новорожденных щенков, 5 одномесячных, а в третьем находилась мама малышей, сумевшая прогрызть его и выбраться, тем самым спасти себя и малышей.
– Доверия к людям у собаки не было, поэтому приближаться близко она не торопилась. Мы с отцом привезли туда будку, воду, еду.
До последнего искренне надеялась, что я ее приручу, но в один из дней, когда щенки стали самостоятельно есть, собака просто исчезла. Ее поиски не увенчались успехом.
К сожалению, ни одного спасенного малыша пристроить не удалось, и сейчас они живут в нашем семейном приюте в Лельчицах.
К собакам в этот вольер позже подбросили еще 5 щенков, а спустя некоторое время – еще двоих.
Как собаки попадают к вам в приют?
По мере возможности Янина со всеми задачами справляется сама: лечит, кормит, стерилизует, кастрирует, гуляет с четвероногими.
– Волонтеры к нам не приходят, местные жители никогда даже не предлагают помощи. А вот приютить собаку – с этим обращаются нередко. Есть те, кто звонит с предложение взять пса, а некоторые и вовсе настоятельно рекомендуют забрать у них питомца.
Основная причина у многих одна: нежелание следить за животным с проблемами со здоровьем. А помощи здесь – ни от кого. Даже когда у меня была катастрофическая нехватка вольеров, и я искала людей, способных построить их за деньги, увы, найти кого-либо было невозможно.
В нашем зоомагазине есть корзина помощи бездомным животным, в которую на протяжении многих лет ничего не кладут. Это еще раз говорит о безразличии человека.
Страшно то, что люди хотят отдать не только бездомных, случайно найденных на улице, но и своих питомцев.
В семейном приюте «Томас» собаки живут в просторных вольерах и утепленных будках, но это все равно не заменит им общения с человеком. На данный момент в вольерах и дома у девушки находятся порядка 90 собак и 9 котов.
О человеческой жестокости
Янина за много лет помощи бездомным животным видела немало результатов человеческой жестокости: и собаку, исколотую вилами, и истощенных до невозможности питомцев, слепых, с множеством переломов и ран. А как сложно многим из них было научиться снова доверять людям!
– Один щенок попал к нам благодаря девушке, спасшей его от соседа, который исколол собаку вилами и хотел повесить. Была у питомца черепно-мозговая травма, пироплазмоз и энтерит. Очень долго он проходил лечение в Минске. Научился заново доверять людям и теперь счастлив в своей новой семье.
Одна из собак, живущая у меня, также имеет непростую судьбу: у нее были отрезаны уши и хвост. Страшно представить, какой жестокости подвергся пес.
Вероятно, бывший «хозяин» злоупотреблял алкоголем. Об этом свидетельствует то, что сейчас, чуя этот запах от нетрезвого человека, питомец реагирует очень остро.
Есть у меня и слепой пес, которого привезли из Минска: на улице он бился головой о машины и, предположительно, был облит кислотой. Пристроить не удалось, и вот уже 4 год он живет со мной.
Как бороться с человеческим безразличием?
– Иногда до людей просто невозможно достучаться. Можно потратить много времени, объясняя человеку всю важность проблемы, а он просто тебя не поймет.
Многие, спрашивая меня, для чего я помогаю бездомным животным, придумывают свои истории, говоря о том, что я зарабатываю на этом миллионы. Это мнение возникает по одной простой причине: люди не понимают, как добровольно можно тратить так много своего времени, сил и денег.
Про эмоциональное истощение говорить, думаю, не стоит, так как все истории, болезни, смерти питомцев я пропускаю через себя, а это очень сложно.
Тяжело, когда я не могу пройти мимо щенка, которому необходима помощь, но и помочь всем я, к сожалению, не могу, потому что сейчас мой приют переполнен. Да и уделять достаточно времени каждому четвероногому физически невозможно сейчас, так как оно отводится на тех, кто болеет и нуждается во внимании больше.
Сейчас вот у одного жителя приюта, Цезаря, отказали лапы. Ходить собака не может, хоть и пытается. К нему теперь нужно ездить несколько раз в день, поэтому практически все свободное время я уделяю ему.
Людям, отдающим в приют не бездомных, а своих питомцев, которые прожили с ними какое-то время, говорить о проблеме не стоит, в этом нет смысла. Просто есть люди, которые рождаются с чувством и пониманием того, что без их помощи животные не выживут. А есть абсолютно безразличные к данному вопросу.
Понятно, что всех я не спасу, но вспоминая тех, кто сейчас счастлив в новых семьях, я чувствую, что все делаю не зря.
Фото: личный архив героини