Из экономиста – в визажисты, из строителя – в программисты. Истории белорусов, которые кардинально сменили профессию

15.09.2019 11:10

Так уж сложилось, что выбор профессии мы вынуждены делать в подростковом возрасте. Подготовка к поступлению в вуз начинается примерно в десятом классе.

К этому времени многие уже стараются определиться со специальностью. Тот, кто запаздывает с выбором, рискует не успеть и провалиться на тестах.

Мало у кого из пятнадцатилетних подростков есть чёткое представление о своём профессиональном будущем. При этом над ними нависает неизбежность выбора, страх остаться на обочине жизни.

С одной стороны давит школа – так как статистика успешно поступивших для неё не менее важна, чем благополучие выпускников. С другой стороны на многих наседают родители, зачастую вместо поддержки навязывающие ребёнку собственное, не всегда обоснованное мнение.

В такой ситуации, подталкиваемый родителями, школой и собственными страхами перед будущим, человек определяет дело своей жизни. Иногда события развиваются по другому сценарию – будущее за ребёнка определяют родители.

Из экономиста – в визажисты, из строителя – в программисты. Истории белорусов, которые кардинально сменили профессию

Некоторые подростки с детства мечтают о какой-либо профессии и идут к ней. Другие подбирают профессию исходя из своих способностей, навыков, увлечений. В этих случаях человек развивается в своей профессии, трудится и живёт с чувством удовольствия от самореализации.

Те же, кто выбирает профессию исходя из необходимости, боясь опоздать или упустить время, зачастую получают ненавистную скучную работу, отсутствие мотивации и живут в состоянии перманентного стресса и подавленности. Часто выпускники школ, не имеющие определённых пожеланий относительно своей будущей профессии, выбирают экономические либо юридические специальности. Поэтому в Беларуси рынок труда пресыщен представителями этих дисциплин.

Однако не все, работающие не по призванию, мирятся с нелюбимой работой и плывут по течению. Некоторые, повзрослев, лучше узнают себя, приобретают интересы и увлечения и находят в себе силы кардинально изменить жизнь, перейдя в другую сферу деятельности. Кому-то для этого приходится получать дополнительное образование, кто-то осваивает необходимые навыки самостоятельно, третьи делают работой своё хобби.

Олеся, 28 лет, визажист из Гомеля

Из экономиста – в визажисты, из строителя – в программисты. Истории белорусов, которые кардинально сменили профессию

Я закончила экономический факультет с отличием. Училась на бюджете, поэтому два года отрабатывала по распределению. За это время поняла, что данная сфера – совершенно не моё. Поступала на экономику, потому что это просто, потому что обязательно нужно было получить высшее образование: так принято, так все хорошие девочки делают. Если бы не поступила, было бы стыдно перед родителями, учителями друзьями – я же отличница. А сейчас понимаю, что должна только себе.

Сейчас я занимаюсь любимым делом – делаю макияж и причёски для мероприятий и фотосессии, у меня своя студия. Также провожу мастер-классы. Зарабатываю достаточно, работаю в удовольствие.

Знания из экономики почти не пригодились, так как преподавали нам в основном теорию, практики было мало. Поэтому, когда начинала своё дело, даже декларации в налоговую не знала как заполнить. Осваивала это уже на собственной практике. Если бы тогда, поступая, понимала, что диплом у меня будет только для галочки, выбрала бы что-нибудь поинтереснее: иностранные языки или историю, например.

Виталий, 30 лет, программист из Гомеля

Из экономиста – в визажисты, из строителя – в программисты. Истории белорусов, которые кардинально сменили профессию

Я до того, как стать программистом, работал в Москве рабочим на стройке. Так что путь был тернистым. Поработав на стройке, решил подыскать что-нибудь получше. Брат помог устроиться помощником системного администратора. Это была маленькая фирма, оказывающая услуги администрирования сетей другим предприятиям.

Опыта такой работы у меня не было, но было подходящее образование – я заочно окончил специальность АСОИ, поэтому представление о специальности имел. Плюс все своё время посвятил изучению актуального материала и практике, благо с ней проблем не было.

Освоился довольно быстро, и решил, что неплохо было бы перейти в программирование. Навыков не было – я начал изучать язык программирования javascript. На его освоение у меня ушёл год. Потом я вернулся в Гомель и устроился на работу в крупную компанию frontend-разработчиком. В планах – улучшение английского языка и переход в небольшую, но более продвинутую компанию, может быть переезд в другую страну.

Многие удивляются, узнав, что я раньше был рабочим на стройке. А я считаю, что ничего не предопределено – каждый может менять свою жизнь как пожелает в любой момент.

Светлана, 40 лет, дизайнер аксессуаров из Мозыря

Из экономиста – в визажисты, из строителя – в программисты. Истории белорусов, которые кардинально сменили профессию

Я работала бухгалтером в течение пятнадцати лет, и в какой-то момент поняла, что больше не могу терпеть нелюбимую работу.

Предприятие, на котором я работала, постепенно загибалось, зарплата была невысокой. При этом постоянные проверки и чрезмерная загруженность. Параллельно я давно делала украшения на заказ и продавала через Instagram и VK.

В один день уволилась, понимая, что моё хобби уже приносит больше денег, чем работа, и сосредоточилась на развитии своего дела. Сейчас я, помимо Интернета, продаю свои работы на выставках, ярмарках.

В следующем году планирую открыть мини-корнер в торговом центре. Я счастлива, на работу не вернусь. О прошлом не жалею – в момент выбора профессия казалась стабильной и перспективной, да и время другое было.

Люди, делая выбор своего будущей специальности и будучи к нему не готовы, получают массу стрессов и психологических проблем.

Результат такого выбора зачастую оказывается неблагоприятным из-за излишнего давления общества, суеты и паники, страха не успеть или просчитаться. И лишь немногие решаются изменить сложившийся ход вещей и начать с нуля.

Большинство же терпит нелюбимую работу, находится в постоянном психологическом неудобстве, теряет интерес к жизни.

Изменение ситуации к лучшему возможно только при модернизации всей системы образования и воспитания детей: чем меньше давления, запугивания неуспехом и чем больше поддержки и ненавязчивого внимания со стороны родителей и учителей оказывается ребенку, тем более развитым, смелым и уверенным в себе он войдет во взрослое будущее.

Анна Чигина

Фото: из личного архива героев

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса