«К нам все приходит довольно долго». Фотограф об отставании белорусской фотокультуры

17.01.2020 20:00
Обновлено: 06.03.2023 08:40

Задавались ли вы хоть раз вопросом о том, что происходит с белорусской фотокультурой? Ходили ли вы на выставки, знаете ли хоть пару имен белорусских фотографов?

В реальности в этом плане все настолько тихо, что хочется задать простой вопрос: а что там вообще происходит? На самом деле белорусская фотография, хоть маленькими шагами, но идет на встречу к свету, а спортивный фотограф Александр Шелегов ответил нам на несколько вопросов, которые помогут вам сформировать правильное представление о состоянии фотокультуры в нашей стране. 

Что Вы можете сказать именно о белорусской школе фотографии? 

- Ее нет, потому что к нам все приходит довольно долго. То есть Россия, в какой-то степени, пытается угнаться за Западом, что происходит в разбежке около пяти лет. А Беларусь пытается угнаться за Россией примерно с таким же интервалом. Соответственно, и искусство фотографии немного отстает.

У нас практически нет никакого образования, которое связано с фототворчеством. Да, можно найти множество курсов, но в большинстве случаев все упирается либо в курсы начинающего фотографа, либо свадебная и портретная съемка. 

 

объектив
фотограф

 

- Какие-то узконаправленные вещи освещаются, в основном, на индивидуальных мастер-классах у фотографа. Поэтому большинство моих коллег - самоучки.

Наша школа еще просто не успела сформироваться. Беларусь сама по себе страна довольно молодая и культура в этом направлении такая же. Учитывая все эти факторы, у нас просто не успело сформироваться определенное образование на эту тему, что поспособствовало отсутствию своеобразного почерка белорусской фотографии.

Бесполезно прогнозировать тот момент, когда наша школа начнет функционировать. Но тенденции стремятся к улучшению. Вполне вероятно, когда наша экономика не будет в упадке, культура начнет развиваться более быстрым темпом. И это касается не только фотографии. 

А что Вы можете положительного выделить в творчестве ребят, которые занимаются фотографией в Беларуси?

- Мне нравится, что есть очень много довольно смелых белорусских фотографов, которые не боятся браться за какие-то остросюжетные проекты по теме фотографии. К примеру, я знаю фотопроект, который прогремел на весь мир о белорусской армии. Это очень здорово.  

Есть фотографы, которые не боятся показать правду такой, какая она есть. Возможно, это связано с любовью к Родине. У многих из них была возможность давно уехать в другую страну и творить там, однако они остались здесь и показывают реальное состояние страны. 

 Как сильно занятие фотографией актуально в Беларуси? 

- В последнее время – сильно. Все больше и больше людей становятся фотографами. Я замечаю, что становится больше интересных фотовыставок, каких-то галерей. Это безусловно хорошо. Чем больше появляется людей, которые хотят этим заниматься, тем больше у нас ребят, которые хорошо это делают.

Растет и число клиентов, которые начинают понимать, что качественная фотография – это действительно важно, поэтому они обращаются к профессиональным фотографам, а не делают все сами. И я думаю, что этот интерес не спадет, а будет только возрастать.

Я просто не знаю, что должно произойти, чтобы люди совсем перестали думать о какой-то культуре. Зачастую какая-то тенденция идет на спад из-за появления чего-то нового и интересного. Однако фотография – это довольно устоявшийся тип культуры, который на протяжении всей истории человечества только развивается и развивается. И пока что ничего не предвещает спада ее актуальности.

Это не что-то новомодное. Тенденция развивается плавно, единственное, что хотелось бы отметить, – это развитие цифровой эпохи. Все больше и больше фотографов уходит в «цифру», потому что это становится более доступным. 

фотограф

 

Почему некоторые фото с билбордов или же визуальное оформление некоторых государственных сайтов выглядят не современно?

- Потому что темпы развития фотографии гораздо быстрее, чем темпы развития всего общества. Мне кажется, что не всякий клиент готов к новомодным трендам нашего дела, которые пришли только в этом году. Он привык к тому, с чем он постоянно сталкивается, к тому, что он видел несколько лет назад: в тех же 2000-х.

Для его глаза намного комфортнее видеть то, к чему он уже расположен. Это не у всех клиентов, но в большинстве такой момент прослеживается.

Однако с годами все меняется: появляется больше каких-то новых фишек, общий вид фотографии все больше и больше похож на то, что делают на Западе.

Надо всегда учитывать, что заказчики многих фотографий, которые мы видим на билбордах или на государственных сайтах, не всегда готовы видеть что-то более модное и интересное. Им хочется именно такого.

Иногда все упирается в бюджет и тогда проще заказать более дешевого фотографа, который не хочет заморачиваться и делать что-то новое. Но ведь всегда можно показать человеку, рассказать, что фотографии такого формата будут более актуальны у нас. Всегда можно идти на контакт, показывать результаты съемок, предлагать. И это будет корректно.

Порой бывает такое, что человек может просто устать и не заморачиваться, делать так, как ему скажут.  Его устраивает и клиента тоже все устраивает. Поэтому мы видим такой результат.

Да, он не «супер», но не всегда главным приоритетом является потребитель контента, над которым они работают. Часто фотограф понимает, что продукт может не понравиться аудитории, и он пытается переубедить клиента, однако тот не всегда готов принимать точку зрения специалиста. 

Как можно поднять уровень качества белорусской фотографии? 

- Я думаю, людям самим нужно стремиться сделать что-то более новое и черпать вдохновение даже не сколько у западных коллег, а в целом – каких-либо других предметов из жизни.  

К примеру, посмотреть на картину какого-нибудь известного художника и попробовать сделать что-то подобное, но с помощью другого языка – фотографического. Конечно, было бы здорово, если бы у нас были интересные мероприятия, на которых специалисты в нашей сфере могли бы встречаться, обмениваться своим опытом друг с другом.

Если брать пример со спортивной фотографии, то каждый фотограф может пообщаться со своими иностранными коллегами, узнать их творческие секреты и взгляды.

Еще было бы неплохо, если в Беларуси будет проводиться больше выставок, на которых давалась бы возможность показать свои работы большой аудитории не только иностранным фотографам, но и нашим талантливым ребятам.

Не станет лишней организация специализированных школ по более узким направлениям. Тем, которые еще не освещались в Беларуси. К сожалению, подобные тенденции не так популярны, как свадебная или портретная съемка, поэтому такие идеи рискуют быть убыточными. Но этот убыток может быть нейтрализован за счет краудфандинговых инициатив. 

фотограф

 

Как обстоят дела с образовательной площадкой для фотографов? 

- У нас проводятся курсы, но их тематика, к сожалению, упирается в более популярные направленности – портреты, свадьбы или же новички.

В последнее время я стал замечать, что набирают популярность предметная фотосъемка и food-фотография. У нас хорошая отдача, потому что на курсы ходят довольно много людей. И результат заметен – каждый раз, когда я смотрю на то, что выкладывают наши белорусские специалисты, я вижу все больше и больше качественного контента по различным направлениям.

Всегда есть люди, которые хотят иметь обратную связь, получать советы от профессионалов. Бывает разный потребитель по уровню требовательности. И профессиональный фотограф, который выступает в качестве преподавателя, может помочь начинающему специалисту повысить свой уровень и быть готовым к самым разным клиентам. 

Актуальны ли в Беларуси фотовыставки для людей, которые не занимаются фотографией? 

- Да, такие гости на выставках есть, но их не так много, как хотелось бы. У нас люди заняты вопросами выживания, а не культуры. Есть такая пирамида Маслоу, по которой понятно, что в приоритете у людей не культура, а потребность прокормить свою семью и так далее.

Но те люди, у которых эти вопросы закрыты, могут себе позволить заниматься культурой, ходить на выставки и приобщать себя к искусству.

Чтобы повысить интерес нашего общества к тем же самым фотовыставкам, нужно решить экономический вопрос. Людям необходимо закрыть свои базовые потребности и не бояться завтрашнего дня, чтобы они сами потянутся к культуре.

Минимальный интерес к фотокультуре в первую очередь связан с малым интересом к самой культуре в целом. После решения экономических базовых проблем мозг человека сам будет требовать какого-либо духовного насыщения. И этим насыщением вполне может стать фотография. 

Екатерина Журбенко 

Фото: личный архив героя и Pixabay

Вика Черевако Автор: Вика Черевако Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Что Вы можете сказать именно о белорусской школе фотографии? 
  2. А что Вы можете положительного выделить в творчестве ребят, которые занимаются фотографией в Беларуси?
  3.  Как сильно занятие фотографией актуально в Беларуси? 
  4. Почему некоторые фото с билбордов или же визуальное оформление некоторых государственных сайтов выглядят не современно?
  5. Как можно поднять уровень качества белорусской фотографии? 
  6. Как обстоят дела с образовательной площадкой для фотографов? 
  7. Актуальны ли в Беларуси фотовыставки для людей, которые не занимаются фотографией?