Тема миграции в последнее время очень актуальна. Масса людей законно или незаконно «штурмует» границы Европейского союза. Но для многих сложный этап смены места жительства давно уже прошел.
Чтобы подробнее узнать о том, с чем сталкиваются мигранты, решившие легально переехать из родной страны в другую, мы поговорили с Бактошем.
– Здравствуйте, меня зовут Бактош. Я родом из Афганистана. Мы приехали с мамой и другими родственниками к отцу в Минск в 2004 году. Так вышло, что наш отец в советское время жил в России, в Москве, а позже он переехал сюда. Я учился в белорусской школе, здесь же четыре года назад поступил в университет. В этом году окончил БГУ, факультет журналистики.
Бактош живет в Минске на основании белорусского вида на жительство. Такой документ выдается спустя семь лет пребывания в Республике Беларусь или при других обстоятельствах (супружество с гражданином/гражданкой Беларуси, покупка недвижимости на территории страны и другое). К моменту получения ВНЖ Бактош уже успел прожить в Беларуси положенные семь лет и даже немного больше. Сейчас у него уже есть семья и широкий круг общения в Минске.
– Если вы хотите получить вид на жительство, а потом и гражданство в Республике Беларусь, нельзя нарушать законы страны.
Молодой человек абсолютно прав. Даже административное нарушение может вызвать вопросы при оформлении документов. А если иностранец совершил пять административных нарушений – его могут депортировать.
Нам легко представить жизнь наших соседей, украинцев, россиян, в Беларуси, ведь мы – представители славянской группы. Афганские традиции очень отличаются от белорусских. Чем же именно, мы спросили у Бактоша.
– Почти всем. Наша религия – ислам. И отношение к ней очень серьезное. В том числе разное отношение к родителям. Прожив столько лет в Беларуси, я слышал из уст одноклассников, от друзей и бывших сотрудников одну мысль. Если тебе исполнилось 18 лет, и ты не переехал от родителей, будешь «маменькиным сынком».
Естественно, не во всех случаях, но в большинстве. У нас же этот поступок тесно связан с культурой. Ведь родители – не молодежь, им нужна помощь и уход. В нашей семье не было случая, чтобы кто-то съезжал, и вряд ли когда-то соберется это сделать.
Бактош говорит на пуштунском и дари – официальных языках государства, так как афганского языка не существует, но он хорошо знает русский. Афганец буквально вырос вместе с белорусами и говорит, что как таковых отличий между ними не было. Если в детстве встречались те, кто выкрикивал что-то расистское, то в старших классах школы и во время обучения в университете конфликтов не было.
– Тем более, что я такой человек. Со мной вряд ли захотят поссориться или попробуют оскорбить. Не из-за того, что я очень хороший, а потому, что неконфликтный. Я спокойный и дружелюбный со всеми.
Конечно, особый интерес представляют блюда национальной кухни и одежда. К примеру, традиционная одежда афганского мужчины состоит из перухана – длинной рубашки и широких брюк. Перухан чаще всего бывает в нейтральных тонах – белом, песочном, черном или сером. Поверх перухана обычно надевают жилетку из овечьей кожи и шерсти. Она называется васкат. Некоторые афганцы раньше украшали жилеты монетами.
Более праздничный вариант жилетки удлиненный, как легкое пальто, в полоску разных цветов. Традиционный афганский головной убор паколь носят пуштуны, население Восточного Афганистана. Он похож на берет и может быть черным, белым или коричневым. Сам Бактош одевается по-европейски, но любит сдержанный мужской стиль.
Традиционная женская одежда афганки представляет собой закрытое платье до пола или икры со свободными штанами с манжетами на щиколотке. Пояс или шов, соединяющий верх и низ, находится на талии или немного выше. Часть костюма, накидка – дань уважения традициям покрывать голову. Цвета тканей очень сочные, можно увидеть любое цветовое сочетание.
Афганские кулинарные традиции разнообразны. Афганистан находился на дороге Великого шелкового пути с Дальнего Востока и Средней Азии на Запад. Так, в страну пришел плов, у которого изменился рецепт, приобрел афганские оттенки, прибавилось специй, пряностей и трав. Они дополнили обычаи афганской кухни и сделали ее еще разнообразней.
– В нашей семье очень любят плов. Основное отличие от обычного плова состоит в том, что мы берем длиннозерный рис, он не слипается и в готовом блюде можно отделить друг от друга каждую рисинку. Конечно, сейчас такие виды риса доступны в каждом магазине. Мы не варим его, для плова он тушится в бульоне.
Вместо хлеба настоящие афганцы употребляют лепешки наан и чапати, которые готовят в тандыре, специальной печи, находящейся в земле. Их пельмени называются манту, согласитесь, звучит похоже на среднеазиатские манты. На полях выращивают асафетиду, из молочка корней которой делают пряность. Правда, большую часть специи отправляют на экспорт в Индию.
Бактош не помнит свою родину, но его туда очень тянет.
– Дай Аллах возможность, я уже с сыном и женой поеду на родину. Не для того, чтобы жить, а увидеть историческую родину, где похоронены мои родственники, где живет большинство дядей и тетей.
Полина Долгополова
Фото: из личного архива героя