В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя. В преддверии праздника поговорили с учителем белорусского языка и литературы Вячеславом Леонидовичем Тарасевичем и спросили, что повлияло на выбор профессии и узнали также о том, каким должен быть современный педагог и как найти подход к ученикам.
О выборе профессии
— В моей семье учителей нет. В Копаткевичской средней школе, в которой я учился, были замечательные педагоги, именно они и поспособствовали выбору профессии. После окончания школы даже не возникало вопросов по поводу того, куда пойти учиться. Сначала сомневался только в том, какой язык выбрать, — белорусский или русский, но, приехав в Мозырский педагогический институт (сейчас — университет имени И. П. Шамякина), остановил свой выбор на родном языке. Мой педагогический стаж — 37 лет, 27 из них я работаю в средней школе № 1 города Заславля.
О сложностях работы
— Когда приходишь в профессию и относишься с душой к тому, что ты делаешь, то не замечаешь каких-либо сложностей, так как работа, скажем так, тебя поглощает и даже особо нет времени думать про все эти нюансы. Готовясь к урокам, разрабатывая его план, не задумываешься о тех мелочах и трудностях, которые могут возникнуть.
Конечно, все вопросы решаются, но хочется, чтобы нас, учителей, слышали, и те предложения, которые от нас поступают, все-таки были реализованы.
Каким должен быть современный учитель
— Учитель должен быть универсалом, а не просто преподавателем своего предмета. Когда ты идешь в школу, ты должен помнить, что на тебя будут смотреть минимум 20 пар глаз детей, поэтому важно всегда быть в хорошем настроении, ведь наше настроение передается ученикам. Все проблемы, как многим известно, нужно оставлять за порогом школы.
Дети сейчас современные, подкованные, умеют пользоваться интернетом и другими электронными средствами обучения. Учитель не только должен знать свой предмет, но и всегда смотреть вперед и уметь реагировать на нестандартные ситуации. Когда учитель идет в школу, он должен быть готов ко всему. Педагогу всегда нужно ответить на вопросы, пусть даже на нестандартные, которые могут задать ученики.
О вопросах учеников
— Дети любят ставить учителя в тупик, могут задавать и провокационные вопросы с той целью, чтобы посмотреть, насколько учитель подготовлен, как он будет реагировать на различные ситуации.
Хочу сказать, что даже если затрудняешься сразу ответить, не нужно показывать, что чего-то не помнишь, а нужно уметь правильно найти выход из ситуации.
На уроках литературы школьники могут задавать вопросы, которые не всегда будут касаться темы урока. Например, о современных писателях-белорусах, живущих за рубежом. Подобными вопросами они и хотят посмотреть, насколько педагог подготовлен.
Иногда дети задают и вопросы личного характера, хотят узнать, чем живет учитель, что он любит, много ли читает. На такие вопросы также нужно отвечать.
Что касается белорусского языка и литературы, то в нашей русскоязычной школе кабинет белорусского языка является практически единственным пространством, где дети погружаются в белорускость. А уже дома, в социуме, вряд ли они используют родной язык в том объеме, который необходим.
Как найти подход к ученику
— В каждом классе ученики с разными способностями, возможностями. Кто-то ведь может схватывать все на лету, а кому-то материал нужно объяснить дополнительно.
Вот, например, в 5 классе, когда детям предстоит знакомство с новыми учителями, в первую очередь педагогу необходимо выучить детей, а детям — учителя. Только после этого и параллельно с этим нужно продолжать основной процесс обучения.
Процесс обучения всегда начинается с изучения каждого ученика, его интересов, потребностей, возможностей, способностей. На уроке необходимо индивидуально работать с каждым. Конечно, задания под силу всем школьникам, но усвоение материала и темп выполнения упражнений у них разный.
Проводятся также дополнительные и факультативные занятия, на которых можно углубить знания по определенным темам.
Нужно присмотреться к ученику, чтобы понять, чем он живет, изучить его, чтобы знать, как работать и каких результатов в учебе можно добиться. И тогда итог не заставит себя ждать — будут участники олимпиад, будут и хорошие результаты на олимпиаде.
О Дне учителя
— Всегда приятно, когда про учителя помнят. А когда о нас помнят, значит, мы кому-то нужны. День учителя — праздник, который как раз и напоминает о том, что наша профессия важна. Было бы неплохо, конечно, если бы таких праздников было больше.
Хотелось бы пожелать всем коллегам, всем, кто работает с нами рядом, здоровья, мудрости и терпения в нашей непростой работе. Пожелаю и жизненного оптимизма.
Еще хотелось бы отметить, что когда по результатам четверти, года, когда ты видишь улыбки учеников, когда они приходят с благодарностью, когда слышишь приятные слова от родителей, от руководства — что может быть лучше. Это и есть лучшая оценка твоей работы.
Виктория Войтешонок
Фото: из личного архива героя