«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

25.10.2019 21:15

Валерия работала учителем английского языка три года: два из них по распределению и еще один по своему желанию.

После работы в школе она занималась репетиторством, а потом стала преподавателем в школе иностранного языка. Про работу в школе Валерия отзывается неоднозначно. Но именно там, пройдя через трудности распределения, она поняла, что быть преподавателем — ее призвание.

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Вера рассказала о плюсах и минусах распределения, о зарплате и отношении к новоиспеченному сотруднику и о том, почему молодые учителя не хотят работать в школах.

Как зародилась идея учиться на преподавателя английского языка?

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

- Это было решение родителей. Я училась в 9 классе и совершенно не понимала, чем хочу заниматься в жизни. Английский язык был единственным предметом, который я хорошо знала.

Мама не питала по поводу меня больших иллюзий: “Умеешь что-то делать в этой области — иди туда”, — говорила она. Так я и поступила в колледж на бесплатное, а потом на заочное в иняз.
 

Учась на первом курсе университета, я не представляла, как буду проходить отработку в школе. Была надежда, что система изменится: в то время шли разговоры о Болонском процессе и мы надеялись, что распределения удастся избежать.

Но ко второму курсу я смирилась с этой идеей. Распределение меня пугало, а мысль о том, что нужно выплачивать огромные деньги за бесплатное обучение, пугала еще больше.

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Как проходило распределение? Распределяют ли студентов, исходя из успехов в учебе: лучше учишься — получаешь лучшее место работы?

- В теории, чем лучше ты учишься, тем больше шансов трудоустроиться в хорошее место. Но на распределении нам сказали: “Найдите сами школу, в которой вы будете проходить отработку, если не хотите работать в области”.

Я начала ходить по школам и спрашивать, могу ли я получить у них работу по специальности. Звучит круто — найди себе сам первое место работы. Но на деле меня никуда не брали. Где-то говорили: стажируйтесь три месяца и потом мы решим, брать вас на работу или нет.

Иногородним повезло еще меньше: нет шанса, что их возьмут на работу без минской прописки. Я помню момент, когда эти ребята выходили из кабинета, где сидела комиссия, все в слезах, осознавая, что следующие два года они обязаны провести в незнакомом областном городе.

Мне повезло: отец поговорил со знакомыми, и меня взяли на работу в школу недалеко от дома. Я уверена: сама я бы не получила там рабочее место.

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Как много знаний из университета пригодилось тебе в реальной работе ?

- По большому счету, те знания, которые нам давали при обучении, я не могла применить на практике.

К примеру, на предмете “Методика” мы изучали план задач для урока. Но когда я начинаю вести урок, у меня уходит двадцать минут на то, чтобы усадить и успокоить всех детей.

На парах учат игровым подходам в обучении, но никто не объясняет, что делать, если у тебя на уроке бегает ученик с заточенным карандашом за своим одноклассником.

Сколько ты зарабатывала в начале и изменилась ли твоя зарплата со временем ?

- Все три года моя зарплата была в районе 350-400 рублей, включая проведение факультативов. Средняя зарплата учителя, конечно, выше. Чтобы заработать больше, нужно брать больше рабочих часов или становиться классным руководителем. Но просто так взять дополнительные часы сложно.

Три группы детей могли объединить в две, а значит, у учителя становится меньше работы, и с этим ничего не сделаешь.

Классное руководство я брать не хотела. Это большая ответственность за детей, даже когда они не сидят у меня на уроке. Я не была готова к таким переживаниям.

По моему мнению, есть две причины, почему увольняются молодые учителя: много бумаг и мало денег.

Я постоянно должна была заполнять кипу ведомостей и документов просто потому, что такие правила. Без этого было бы гораздо легче работать.

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Было ли предвзятое отношение коллег из-за того, что ты вчерашняя студентка ?

- Ни с кем из коллег я не завела дружбы. Закоренелые учителя, куда старше меня, любили рассказать мне о том, как плохо работают их коллеги. Наверное, они и меня обсуждали за спиной.

Работать учителем сразу после университета — это как быть учеником, который вырос из своих штанов. Я учитель, но боялась всего, словно ученица.

Я думала, что скажут про меня старшие, боялась, что администрация вызовет на ковер за какую-то провинность. Ощущение, что ты — взрослый ученик, будто витает по коридорам.

Кстати, устанавливать контакт с детьми у меня получалось лучше, чем у закоренелых коллег. Я часто проводила с детьми игровое обучение. Думаю, такой подход намного интересней, чем строгая дисциплина и обучение “по правилам”.

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Расскажи о плюсах и минусах работы в школе

- Самый главный плюс — я работала по специальности. Без распределения найти работу самому очень сложно. Не хочется идти работать продавцом или официанткой. Если распределяют в твоем городе, еще и близко к дому — это везение.

Дети — это второй плюс. С ними всегда очень весело. Я вижу их искренность, когда они бегут ко мне и все вместе меня обнимают —  это самое лучшее признание в моей работе.

Из минусов — внеурочная деятельность. У меня выходной, а мне говорят, что нужно сходить на хоккей или на парад.

Конечно, я могла сказать, что занята и не идти, но когда мне нужен будет отгул, это припомнят. Этакая учительская лояльность.

Еще мне не нравилось тратить свободное время на субботники — в чем смысл подметать на работе листья, если я семь лет потратила на получение образования?

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Расскажи о том, как ты перешла на репетиторство и как увольнялась из школы

- Я осталась работать в школе еще на год после распределения. Это было осознанное решение, я хотела “досидеть” на работе, пока не закончу учебу на заочном.

Репетиторством я начала заниматься в последний год работы в школе. Родителям моих учеников нравилось, как я преподаю, и они просили дополнительно позаниматься с их ребенком.

Репетиторство — очень нестабильный заработок. Есть, конечно, “сезон” занятий — осень и весна. Но я все равно не могу повлиять на то, что ученик в любой момент может уйти: передумает или просто не захочет больше заниматься.

Уходя из школы, я чувствовала свободу. Работая в школе, я постоянно чувствовала себя обязанной. Наверное, дело в организации и системе работы.

После того как я уволилась, я поняла, что самое интересное в моей жизни только начинается. Мне стало любопытно, какие еще я могу найти варианты дальнейшей деятельности. Во время работы в школе я ничем таким не интересовалась.

Спустя месяц после увольнения я стала преподавателем в школе иностранных языков. Самое яркое отличие от работы в школе в том, что сейчас я предоставлена сама себе.

Меня не сковывают рамки планирования. Если ученикам нужно больше времени для разбора темы, мы будем изучать ее столько часов, сколько нужно.

Сейчас мне не нужно заставлять людей учиться, и с этим гораздо легче работать. Происходит обоюдная мотивация — и моя, и людей, которые у меня учатся.

«Много бумаг и мало денег». Откровение молодого педагога

Какие навыки тебе дала работа в школе?

- Я научилась общаться с людьми разного возраста. В школе я работала с одиннадцатиклассниками на ЦТ, и с детьми, и с теми, кто не воспринимал меня как преподавателя. Благодаря этому я научилась вести себя так, что совершенно разные люди относятся теперь ко мне с уважением.

Работать в школе было непросто, но там я поняла, что быть преподавателем — мое призвание.

Я люблю работать с людьми, просто в других рамках. Мне нравится осознание того, что я обладаю знаниями и делюсь ими с другими. В такие моменты я чувствую, что живу не зря.

Анна Чигрина

Фото: из личного архива героини и © Белновости

Вика Черевако Автор: Вика Черевако Редактор интернет-ресурса