Эта история обрела колоссальную общественную огласку. Маргарита Грачева молода и счастлива, рядом любящий супруг и дети, прекрасные родители, готовые в любую минуту прийти на помощь.
Но в одночасье красивая картинка будто сменилась страшной историей из остросюжетного фильма ужасов: девушка теряет руку.
Нет, это не из серии несчастных случаев и ДТП. Всему виной – муж, посчитавший, что именно он в праве распоряжаться жизнью других, пусть и близких на тот момент для него людей.
Мы не станем в тысячный раз рассказывать эту историю, но сразу опередим ваши предположения и догадки: никаких поводов для ревности, рукоприкладства и соответствующего насилия со стороны девушки не было и быть не могло. С психикой мужчины, кстати, тоже все в порядке.
Храбрость и сила духа Маргариты заставит переосмыслить жизнь пусть не всех, но многих точно. После всех событий девушка идет на отважный шаг: пишет книгу, где и делится всеми откровениями своей истории.
Так, с ее презентацией она выступила в Минске, ответив на самые интригующие вопросы отечественных СМИ.
- Добрых людей много. Рада, что адекватных больше, хотя и без негатива никуда: когда меня перевили из реанимации, в мою палату забежала женщина в шубе и начала делать совместные фото.
Точки невозврата не было. Анализируя свой брак, понимаю: какого-то переломного момента не произошло.
Поверьте, очень страшно, когда человек меняется за считанные секунды, а никаких предпосылок к таким изменениям даже и нет.
До этого я жила в счастливом браке: за пять лет совместной жизни меня ни разу не ударили, убегать никуда из дома не приходилось.
Ты просто не ожидаешь, что любящий человек, отец твоих детей, может совершить такое. Нет основных аспектов, определяющих подобное поведение личности.
Вы написали книгу. Планируете продолжить трудиться в данной стезе?
- Подобный вопрос поступает достаточно часто. Скажу так: пока не планирую. Если и буду писать, то начну рассказывать о людях, подвергшихся домашнему насилию или о инвалидах, успевших пережить какие-то тяжелые моменты, но не перестающих двигаться дальше.
До этого работала в местной газете начальником отдела маркетинга, поэтому думаю связывать деятельность непосредственно с маркетингом.
Не обошлось и без вопроса о муже, ответ на который сразил всех наповал. Извинения поступали?
- В самом начале получила от него записку, которая, кстати, есть в книге: передали мне ее через знакомых. Чуть позже в социальных сетях мать мужа от его лица опубликовала пост с извинениями.
Извинения были и на суде, но они прозвучали больше для судьи, дабы это хоть как-то повлияло на его решение и срок.
На самом же деле человек совершенно не раскаивается, в суде похищение он и вовсе отрицал. На последних словах начал читать стихотворение собственного сочинения.
Если бы вас пригласили выступить перед думой России и белорусским парламентом в защиту закона о домашнем насилии, чтобы сказали от себя?
- Сейчас мы активно боремся за его принятие, но, к сожалению, пока все стоит на месте. Не знаю сколько еще должно произойти случаев с летальным исходом, чтобы все изменилось.
Конечно, закон нужен. Он обязан защищать не только женщин, но и мужчин, пенсионеров: такое тоже бывает.
Самое страшное, когда мне пишут женщины, присылая фотографии синяков с соответствующими рассказами. Они спрашивают: «Что мне делать? А полиция чем мне поможет?». Понимаю: надеется сейчас можно только на себя.
Каждый случай индивидуален: если в регионе базируются кризисные центры, можно сбежать туда, а вот в глубинках такой возможности просто нет.
Как показывает статистика, если ударил один раз, ударит и второй, что после может перерасти вплоть до летального исхода.
Да, уйти сложно: у кого-то дети, работа, родственники в других городах, но искать пути решения нужно.
До этих событий о домашнем насилии почти ничего и не знала. Даже не думала, что данная тема настолько распространена, пока сама с этим не столкнулась лично. Все настолько масштабно и страшно!
Абсолютно вменяемый
- На протяжении месяца в Институте Сербского бывший муж проходил специализированное обследование. Результат был таков: абсолютно вменяемый, никакого состояния эффекта, к преступлению подготовился заранее.
Не смогли не затронуть и тему инвалидности
- Тема инвалидности сложная. Сложная для нашей страны, сложная и для вашей. Пока нет достаточного оборудования для колясочников – ни пандусов, ничего. Хотелось бы продвигать не только тему насилия, но и инвалидности.
В России реабилитация руки бесплатно не проводится: каждый курс выходит около в 60 тысяч (1.932.62 бел.руб. – прим. редакции).
Что я не могу делать?
- Никак не могу заколоть волосы: ни крабиками, ни резиночками – пробовали все, но пока никак не получается. Для меня, как для девушки, это очень важно, сами понимаете.
Не могу писать: получится только расписаться. Мелкая моторика вообще не мои друзья. Теоретически картошку почистить сумею, но если у обычного человека это отнимет пять минут его времени, то у меня сея мероприятие растянется на час.
Пуговицы не застегну, ногти детям ездим стричь к маме. А вот полы, кстати, помою с легкостью.
Несмотря на возраст, сыновья всегда стараются помочь: они у меня большие молодцы. До этого момента уже обладали достаточной самостоятельностью, а сейчас еще сильнее стали проявлять данные навыки.
Никакое наказание не вернет мне руки. Никакая моральная компенсация на это не способна.
Очень мечтаю прыгнуть с парашюта, хочу посетить Италию, в будущем планирую родить дочку. Позже хотелось бы устроиться на работу, заниматься любимым делом.
Фото: © Белновости
Виктория Черевако