Закон Республики Беларусь от 06.01.2021 N 85-З "Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности" вводит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс.
УПК будет дополнен статьей 123-1, закрепляющей такую меру пресечения, как запрет определенных действий.
Запрет определенных действий заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанности соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на них запретов. Запрет определенных действий может быть применен в любой момент производства по уголовному делу.
С учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела на подозреваемого, обвиняемого могут быть возложены следующие запреты: находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них; пребывать в общем с потерпевшим жилом помещении и распоряжаться общей совместной собственностью - для подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в отношении члена семьи; общаться с определенными лицами; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и глобальную компьютерную сеть Интернет; управлять транспортным средством - если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов осуществляется посредством возложения на последних обязанности носить при себе электронные средства контроля, отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого, а также другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и выполнение ими условий примененной меры пресечения.
Частью 7 указанной статьи предусматривается, что в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на них запретов, отказа от применения к ним электронных средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения ими иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к ним электронных средств контроля, данная мера пресечения может быть изменена на более строгую.
Положения указанного Закона были рассмотрены на заседании Конституционного суда на предмет соответствия их положений Конституции Республики Беларусь, а также иных нормативных правовых актов.
По мнению Конституционного Суда, введение в уголовный процесс новой меры пресечения обусловлено необходимостью создания условий для избрания в отношении подозреваемых или обвиняемых альтернативной заключению под стражу меры пресечения для повышения эффективности уголовного преследования и экономии бюджетных средств.
Конституционный Суд считает, что указанные ограничения объективно оправданы, юридически обоснованы и соразмерны защищаемым Конституцией интересам, соответствуют части первой статьи 25 Конституции, согласно которой ограничение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Положения статьи 123-1 УПК свидетельствуют о гуманизации уголовного процесса, поскольку позволяют должностным лицам, ведущим уголовный процесс, выбрать наиболее оптимальный режим ограничений в отношении подозреваемого или обвиняемого, не связанный с изоляцией их от общества, и при этом обеспечить законные права и интересы граждан, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Кроме того, указанный подход законодателя соответствует международно-правовым стандартам в области отправления правосудия.
Изменения вступят в силу с 14.04.2021 г.
Помощник прокурора Минского района Н. О. Васько
Фото: © Белновости