Тема дорожного сбора в Беларуси является одной из самых злободневных. В первую очередь для водителей.
Главное, что волнует отечественных автолюбителей, это привязка оплаты к техосмотру. Возможно, в этом году произойдут изменения.
Напомним, в декабре 2019 года Президент подписал указ № 492, который ввел новый перечень документов, необходимых для ТО, а также прохождения процедуры для допуска ТС к участию в дорожном движении.
В интервью изданию «Беларусь Сегодня» директор предприятия «Белтехосмотр» Юрий Ленчевский рассказал, какие конкретно теперь требуются документы для прохождения техосмотра, а также о тех новшествах, о которых важно знать водителям.
В настоящее время для прохождения техосмотра автовладельцу нужно предоставить работнику диагностической станции талон к водительскому удостоверению и разрешение органа связи на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств, – обратил внимание специалист.
Это же касается и медицинской справки о состоянии здоровья, кроме случаев установления льгот по уплате госпошлины на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, – добавил он.
Уже с 1 апреля этого года белорусам (физическим лицам) для получения разрешения на допуск авто к участию в дорожном движении не нужно будет предоставлять сертификат о прохождении техосмотра.
А вот ИП и юрлицам необходимо будет предоставлять такой документ, а также медицинскую справку о состоянии здоровья водителя.
Что касается новшеств, то сегодня на «Белтехосмотре» ведутся работы по созданию электронных паспортов на автомобили, то есть минимизируются процессы, связанные с «бумагой».
В ближайшем будущем планируем осуществлять выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в электронном виде. В обычном QR-коде будет «зашита» информация о пройденном техосмотре. Предложения уже направлены в Минтранс, – отметил глава предприятия.
По его словам, как только будет доработан сайт «Белтехосмотра», в «Личном кабинете» водители смогут ознакомиться с историей своего авто, там же – записаться на техосмотр, произвести соответствующую оплату или другие операции.
По итогам прошлого года в Беларуси выдали разрешений на допуск автомобилей к участию в дорожном движении на 7,2 % меньше по сравнению с предшествующим годом. Снижение показателя специалист связывает с введением в 2014 году госпошлины за выдачу таких разрешений и увеличением ее размера в 2020 году в среднем на 1-3 базовые величины.
По мнению руководителя предприятия, сегодня техосмотр проходят не более половины автовладельцев. Проблему можно было бы решить за счет отвязки госпошлины от прохождения ТО. Но в этом случае, отмечает Юрий Ленчевский, необходим контроль со стороны некоторых ведомств: на дорогах – ГАИ, при пересечении границы – пограничниками и т. д.
Мы считаем, что нужно отвязать административную процедуру по выдаче разрешения на участие в дорожном движении от прохождения техосмотра и организовать ее в электронном виде с выдачей разрешения на полгода либо один год с обязательной уплатой госпошлины, – сказал директор «Белтехосмотра».
Если такой вариант будет реализован, то за машины моложе 10 лет их владельцам не придется платить вперед за два года, а за автомобили такси не надо будет уплачивать пошлину дважды в год.
При этом административная ответственность должна наступать именно за отсутствие пройденного техосмотра, где стоимость ТО сопоставима с размером штрафа, а за несвоевременную уплату госпошлины необходимо взимать ее в двойном размере без привлечения к административной ответственности, – считает Юрий Ленчевский.
Он выразил надежду на то, что дорожный сбор отвяжут от прохождения ТО уже в этом году. Как альтернатива – задействовать страховые компании (при оформлении договора обязательного страхования, как это делается в России) или налоговые органы (в Германии, например, уплачивается налог на авто).
Предлагается дорожный сбор уплачивать в течение года, что для автовладельцев будет легче, нежели осуществлять разовый платеж.
Моя позиция остается однозначной: госпошлина не должна быть никоим образом связана с процедурой техосмотра. Необходим комплекс мероприятий не только стимулирующих, но и контролирующих, – подчеркнул специалист.
Он добавил, что в прошлом году диагностические станции в Беларуси провели свыше 1 млн проверок технического состояния легковушек: в более чем 25 % их диагностических карт появилась надпись «не соответствует».
Чаще всего специалисты выявляли нарушения в работе тормозной системы (8,2 % от общего количества проверенных авто), световых приборов (5,9 %), двигателей, элементов ходовой части и др. (по 2 % на каждое такое нарушение).
Фото: © Белновости