Стало известно, что мешает взрослому человеку с возрастом все чаще совершать ошибки при чтении.
Как выяснили сотрудники Лаборатории изучения мозга и языка при НИУ ВШЭ, проблема кроется не в ухудшающемся зрении. В ошибках виноват накопленный за долгие годы жизненный опыт.
Над проблемой работали психолингвисты, которые рассказали о поверхностном типе обработки текстовой информации, сообщает «годнауки.рф».
Простыми словами, это обстоятельство вынуждает людей при чтении делать упор на ранее полученные знания.
В результате читатель может полностью игнорировать грамматическую связь предложений.
Свое предположение эксперты проверили на почти 350 добровольцах – представителях разных возрастных групп.
К исследованиям привлекли подростков (13-17 лет), взрослых до 40 лет, а также людей старше 55 лет.
Тестировали навыки чтения на предложениях, где причастия были связаны с одним существительным, например:
Миша встретился со стоматологом пожарного, пломбирующего зубы быстро и безболезненно.
Когда добровольцам предлагали ответить на вопрос, кто с кем встретился или кто пломбировал зубы, то подростки и взрослые давали неправильные ответы в 63-68 % случаев.
Пожилые добровольцы ошибались в 79 % случаев.
Ученые считают, что навыки поверхностной обработки формируются в подростковом возрасте, а в пожилом возрасте увеличиваются.
Причиной тому может быть увеличенный объем жизненного опыта, из-за чего пожилые люди доверяют больше своим ожиданиям.
Также это может развиваться на бессознательном уровне из-за попытки сэкономить ресурсы мозга для других целей.