Предложение об введении обязательного отчёта по алиментам восприняли неоднозначно. Большинство мужчин заявляли, что готовы взять ребёнка себе и переоформить алименты на мать.
Наша героиня решилась отдать детей отцу, но он в последний момент отказался от такой ноши и, более того, не впускает детей и бывшую жену проживать в квартире по прописке детей.
Алина (имя изменено) три года назад развелась, всё это время женщина проживала под одной крышей с бывшим супругом. Под предлогом ремонта съехала на съёмное жилье и сейчас не может вселиться обратно.
– Мы развелись, но проживали вместе, потому что снимать жильё дорого. В марте этого года муж сказал, что пора сделать ремонт и нам лучше съехать на съёмное жильё, так как младший сын с астмой и в пыли проживать физически не сможет.
Вот уже 7 месяцев я снимаю жильё, в квартире он лишь снял потолки и ободрал стены. А потом заявил, что будет создавать новую семью и будет спокойно жить в этой квартире. Сказал, что алиментов в сумме 500 рублей на двоих достаточно для аренды жилья.
Вот на аренду почти всё и уходит с учётом коммунальных услуг, а питание, одежду, лечение, развлечения, оплату кружков, садов и школы – всё должна тянуть я.
Алина взвесила все за и против и решилась отдать детей отцу для их более комфортного проживания.
– Я наладила быт, подстроила свои две работы под школу, сад и кружки детей, чтобы везде успевать. Но нам денег катастрофически не хватает. Квартира стоит 150$ плюс коммунальные, телефоны, интернет, на что ещё рублей 130 набегает.
Детский сад санаторного типа обходится в 115 рублей вместе с кружком, за продлёнку старшего плачу 40 рублей и за плавание 50. У младшего ребёнка в три с половиной года серьёзные проблемы с речью, за логопеда плачу 100 рублей в месяц. А ещё сколько потянули дополнительные сборы в школу и сад, детей надо одевать и сбалансированно кормить. А ещё на лекарства и витамины нужны деньги, на оплату проезда.
Муж постоянно говорил, если не тянешь детей, отдавай их мне. Я поняла, что дети должны проживать в комфорте, я не могу их лишать хорошей жизни и решила отвезти отцу, при этом сказала, что готова приходить, заниматься с ними, готовить, делать уроки, укладывать спать. Мужу такой расклад не понравился, сказал, что всё будет делать сам или няня.
Встал вопрос по алиментам, я сказала – пусть оформляет, я выплачу 33 процента. Он как вскипит, давай мне 500 рублей, как и я тебе. Так 500 рублей – это половина моего заработка, он же мне половину не отдавал. Тем более, почему я ему в свою квартиру должна платить столько же, как он мне на съемное жилье.
Я собрала часть вещей детям, составила отцу список, кого, куда и на какое время возить, когда и куда ходить к врачу и на процедуры, напомнила, что необходимо вступить в чаты и быть в курсе событий в саду и школе, посещать родительские собрания. Указала, какие кому продукты можно, что дети любят, а что нет. Примерно описала, чем заниматься с младшим по возрасту, как делать уроки со старшим (ребёнок сложный, необходим индивидуальный подход).
Даже сфотографировала вещи, которые в школу и сад, какие для улицы, а в чем по дому можно ходить. Описала, как снимать приступы у младшего ребёнка, чем лечить. Бывший муж сказал в последний момент, когда мы были под дверью, что моих алиментов не хватит на оплату няни, поэтому детей он не берет.
Он хотел, чтобы я оставила детей и сама же няню им оплатила, которая не пойми как будет моих детей смотреть.
Наша героиня обратилась в милицию, чтобы вселиться по прописке детей, но всё закончилось безрезультатно. Алине предложили сдать детей в детский дом сроком до полугода, пока не наладится материальное положение.
– Я вызвала милицию, чтобы нас заселили по прописке детей. Нас отвезли в отдел милиции, составили заявление, связались с мужем, на что он ответил, что дети по суду проживают с матерью, у него идёт ремонт и его вообще нет в городе.
Мне ответили, что в данном случае вскрывать квартиру не имеют права, действия мужа закон не нарушают и предложили оформить детей на время в детский дом, или уехать к родителям в деревню.
Участковый инспектор ИДН ОВД администрации Октябрьского района г. Гродно капитан милиции Новакольский П. И. прокомментировал данную ситуацию.
Законом не предусмотрено вселение детей по вызову матери, которая в квартире не прописана. Судом определено проживание детей с мамой, отец исправно выплачивает алименты. Это не тот случай, когда мы можем вскрывать двери чужой квартиры. Мы маме предложили обратиться в суд для урегулирования вопросов проживания детей. Также пояснили, что оказавшись в сложной жизненной ситуации, можно по заявлению определить детей в детский дом сроком до полугода. С отцом по заявлению была проведена профилактическая беседа.
Андрей (имя изменено) отказался комментировать ситуацию, сказав, что по суду дети проживают с матерью, взять детей он не может, так как в квартире ремонт и она не пригодна для жилья. Также уточнил, что не может самостоятельно смотреть за детьми из-за графика работы.
Алина предлагала разные варианты решения проблемы, но мирно прийти к единому так и не удалось.
– Я сказала мужу, что буду обращаться в суд, чтобы мне разрешили проживать с детьми по их прописке до исполнения 18 лет младшему, на что он мне ответил, что специально не делает ремонт, чтобы квартира была непригодна для проживания детей и что я не смогу там сама ничего сделать, так как владельцем является его мать.
Получается, что нам не хватает средств на съёмное жилье, уехать в деревню с двумя больными детьми, вырвать их из привычной среды, поменять школу и сад я не могу.
Один ребёнок посещает санаторный сад для часто болеющих детей, второй ходит в гимназию. У них здесь и кружки, и процедуры для младшего. В деревне всего этого нет. И заселиться по прописке детей мы тоже не можем лишь потому, что бывший муж хочет привести туда другую женщину и жить спокойно без всей этой головной боли.
Я нашла вечернюю подработку и предложила ему сидеть вечерами с детьми, чтобы я смогла больше зарабатывать, на что получила отказ. Замкнутый круг какой-то. Все они готовы забрать детей только на словах, зная, что мамы не отдадут, а вот если привезти и поставить, закрываются на все замки.
Адвокат Гродненской областной коллегии адвокатов Татьяна Гулида комментирует ситуацию.
– На самом деле подобные ситуации в жизни и в моей профессиональной практике возникают довольно часто. Согласно статье 74 КоБС Республики Беларусь местом жительства ребенка считается место жительства его родителей, а в случае отдельного проживания родителей (вследствие расторжения брака или по другим причинам) определяется по обоюдному согласию родителей.
Разногласия между родителями о том, с кем будет проживать ребенок, разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка. Статьей 184 КоБС Республики Беларусь закреплено право детей на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях, обеспечивающих их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.
Оба родителя, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни.
Не считаю корректным и профессиональным комментировать данную ситуацию исключительно на информации, предоставленной одной стороной конфликта, поскольку описанная ситуация весьма неоднозначна, не хватает некоторых «деталей», чтобы говорить о конкретной правовой позиции.
Стоит отметить, что порой, манипулируя интересами своих несовершеннолетних детей, бывшие супруги таким образом пытаются решить свои «взрослые» проблемы.
Уверена, если действительно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних детей, возникший спор может быть разрешен в судебном порядке, исходя исключительно из интересов несовершеннолетних детей. В данной ситуации я бы порекомендовала героине статьи обратиться к адвокату и получить профессиональную консультацию.
Анастасия Живушко
Фото: © Белновости
[node:author:info]