Обучать вождению – это работа, которая требует крепких нервов и подходит не каждому.
Необходимо обладать рядом качеств, таких как крепкие нервы, усидчивость, внимательность и коммуникабельность. Помимо этого, основой является умение хорошо водить автомобиль и отличное знание правил дорожного движения.
Герой сегодняшнего репортажа – Антон, учится и работает в крупном городе областного подчинения. Он имеет оконченное высшее образование и теперь продолжил свой путь, став магистрантом.
“После окончания университета я решил продолжить учиться дальше и подал документы в магистратуру. Здесь же дополнительно и устроился инструктором по вождению, многие ребята так и поступают. Хотя мало кто потом здесь остается, так как платят мало. Проще таксистом работать”.
Каждый человек рассматривает свою профессию через призму восприятия собственных возможностей и умений. Что одному кажется сложным, другой с легкостью выполняет и не видит трудностей.
“Сама по себе работа не такая сложная, но со своими нюансами. Немаловажное, на мой взгляд, это ведение документации. Все должно быть правильно расписано, без ошибок. Оформление карточек ведем по расходу топлива, и отдельно учетные карточки на каждого студента по топливу и по занятиям”.
Как и во многих профессиях, и в этой хватает негативных сторон. Хотя в случае с Антоном, главный недостаток, в первую очередь связан с местом работы и временными обстоятельствами.
“К самому весомому минусу я могу отнести низкие зарплаты. Так как я работаю на полставки, то и получаю, откровенно говоря, мало – примерно 180-250 рублей. Особенно для крупного города это не деньги. Я на дневной форме обучения, поэтому на полную ставку рассчитывать пока не могу.
Конечно, на эти деньги не проживешь. Кушать то всем хочется, а цены меньше не становятся. Этой заработной платы только на еду может и хватило бы. Живу в общежитии, так бы квартиру тяжело тянуть было. Поэтому есть кое-какие подработки, выкручиваюсь и на месте не сижу”.
Обучение вождению проходит по стандартному сценарию. Все вновь прибывшие должны пройти этап за этапом, которые вместе и составляют весь процесс обучения.
“Первое занятие всегда вводное, рассказываем устройство автомобиля. После учим трогаться с места, они осваивают рулевое управление, переключение передач, привыкают к машине. Если официально, то пять занятий проводим на автодроме, а потом проводится контроль. Курсанту дается одна ошибка на элемент. По факту все элементарно, но дано не всем”.
Очевидно, что денежный вопрос, как и во многих ситуациях, является приоритетным. Однако в профессии присутствуют и другие излишки. В первую очередь это то, что она напрямую сопряжена с риском.
“К каждому курсанту нужен свой подход, так как люди очень разные бывают. Но даже не это главное, – сама профессия опасная. Нужно следить за обстановкой на дороге, ведь все может измениться за доли секунды. Смотришь, что выделывают некоторые водители маршруток, так это дурдом. Хотя со временем привыкаешь к такому ритму”.
Чтобы работа выполнялась, а курсанты получали навык вождения, транспортное средство должно находиться в исправном состоянии.
“Машина, естественно, не новая, а поэтому периодически приходится пачкаться. Хотя по правилам любая поломка должна устраняться не нашими силами. Мы отгоняем машину на СТО, они занимаются ремонтом, диагностикой, техническим обслуживанием. Но периодически приходится самим закатывать рукава и заниматься ремонтом. Специальность по образованию явно подразумевает, что это мы умеем”.
При работе с неопытными курсантами требуется особая осторожность. Нередко банальная невнимательность и попустительское отношение приводят к аварийным ситуациям.
“На дороге разные люди встречаются и агрессивно настроенных полно. Некоторые ведут себя, мягко говоря, неуважительно, кричат, подрезают, сигналят. Хотя видно же, что неопытный человек за рулем, можно понять. Я всегда соблюдаю сам и учу курсантов негласному правилу трех «Д» – дай дорогу дураку.
Хуже всего бывает, естественно, в час пик. Водители напряжены, кто-то торопится с работы домой, у кого-то дела, а движение стоит, а тут еще и мы тормозим. Много ситуаций бывало, особенно на перекрестке. Видят, что курсант медленно поворачивает, случалось наперерез нагло обгоняли”.
Случаются разные ситуации, никто не застрахован от сюрпризов. В работе хорошего инструктора по вождению они не распространены, однако случаются.
“В основном ситуации в дороге происходят. Бывает, что курсанты создают аварийные ситуации, но, слава богу, ничего критичного. Один раз было такое, что ко мне в машину сел нетрезвый студент. Ну, я не сразу это понял, мы уже в город выехать успели. Потом я почувствовал, сразу отчитал и заставил выйти. У него ночью праздник, а утром за руль.
Я представляю, какие последствия бывают за такое, в частности для инструктора. Я тех, кто пьяным за руль садится не понимаю и понимать не хочу”.
По мнению Антона, самый главный показатель гармоничного союза учителя и ученика – это чтобы после занятий в голове у курсанта не оставалось вопросов и пробелов. Сам же он продолжает честно выполнять свою работу, отдавая ей немало свободного времени. Хотя уровень заработной платы явно не мотивирует и оставляет желать лучшего.
“Меня мотивировали тем, что после магистратуры дадут полторы ставки и повысят доплаты. Но даже с таким раскладом зарплата будет рублей 600. Я все же планирую работать по своей специальности, на которую потратил столько времени и усилий”.
Одновременно якорем и трамплином для Антона является магистратура. С одной стороны, он получает образование, которое даст преимущество в будущем. С другой стороны, он временно вынужден иметь низкий доход. Так или иначе, Антон уверенно расставляет жизненные приоритеты и имеет четкие цели. Мы, по традиции, желаем герою репортажа удачи!
Руслан Будник
Фото: © Белновости