Российские ученые из Казанского федерального университета рассказали о последствиях воздействия цифровой реальности на детей, подростков и пенсионеров.
По мнению специалистов, молодежь и пожилые люди все активнее используют интернет, и не стоит по этой причине впадать в панику.
В век виртуализации общества даже родители выглядят как «цифровые иммигранты», обучающиеся у своих детей цифровой грамотности.
Психологи утверждают, что интернет сменил авторитеты, и взрослый в глазах детей и молодежи уже не предстает как человек, который знает все и умеет больше.
Современные дети и подростки читают текст «по диагонали» и при этом получают необходимую информацию.
Детям нового поколения сложно долго концентрировать свое внимание на одном предмете.
Но и сложно воспринимать текст объемом больше одной страницы.
По этой причине наблюдается определенная зависимость от гаджетов.
Такое явление специалисты называют феноменом клипового мышления.
В этом случае человеку для восприятия информации требуется постоянная смена образов.
Несмотря на определенную драматичность ситуации, психологи не спешат называть этот процесс деградацией.
На самом деле это другой способ мышления, который позволяет очень быстро воспринимать искомую информацию.
При этом специалисты отмечают, что взрослое поколение уже не сможет так поступать.
Это происходит потому, что мозг современного взрослого человека адаптировался к цифровой среде во взрослом состоянии, а не с детства.
Американские исследователи этой проблемы ввели два понятия: Digital Immigrants и Digital Natives.
Если с «цифровыми иммигрантами» разобрались, то последнее понятие относится к детям, родившимся в условиях цифровизации и виртуализации.
Это поколение не видит разницы между виртуальным миром и реальностью.
Ярче эта ситуация проявляется с маленькими детьми, которые с гаджетами едва ли не с первого своего дня.
Были выявлены случаи, когда ребенок, подходя к окну, за которым видел интересующий объект, начинал водить пальцами по стеклу, пытаясь «увеличить» изображение.
Отличительной особенностью цифрового мышления является то, что оно не ориентировано на длительное запоминание каких-то фактов, формул и знаний.
Обучение в этом случае происходит по запросу, в то время как мозг старшего поколения обучен запоминать искомые данные надолго.
При этом специалисты утверждают, что для человека лучше уметь проводить четкую грань между реальной жизнью и виртуальной.
Но это утверждение больше адресовано молодежной аудитории.
Число людей старшего поколения, ежедневно использующих интернет, за 5 лет увеличилось более чем в два раза.
Среди опрошенных в возрасте 55-64 лет эта доля увеличилась на 34 %; а среди людей от 65 лет и старше – на 9 % по данным исследований 2017 года.
Также сократилось количество представителей «третьего возраста», которые практически не использовали интернет.
Среди возрастной категории 55-64 лет их осталось менее 20 %.
Пенсионеры осваивают технологии благодаря социальным сетям и мобильным мессенджерам.
С другой стороны к освоению интернета их подталкивают сервисы различных госуслуг.
В то же время молодежная аудитория уверяет, что никакая видеолекция не заменит живого и реального общения.
А взрослым важно лишь соответствовать запросам цифрового поколения.
Фото: Pixabay