Эпоха «Инстаграма» не оставила общество равнодушным. Просматривая красочные кадры с экранов телефонов, хочешь не хочешь, а появляется дикое вдохновение начать заниматься фотоделом.
Фраза «Хочу красивый профиль в инсте» стала уже современным девизом многих представителей молодежи. В эпоху бума фотодела у начинающих работников кадра возникает 1000 и 1 вопрос.
Побеседовав с фотографом Александром Шелеговым, мы попытались дать ответы на самые распространенные из них.
В наше время есть очень много ребят, которые мечтают о карьере крутого фотографа, но не начинают работать, потому что не знают: к чему стоит подойти в первую очередь. Что вы можете им посоветовать?
- Хочу сказать, что в эпоху интернета нет такого большого смысла идти, например, в фотошколу, ведь практически все материалы есть на платформе YouTube.
Если вы все-таки хотите какой-то обратной связи, напрямую общаться с человеком, то есть те же фотошколы, только в режиме онлайн.
Вас будет курировать преподаватель, расскажет необходимые базовые вещи: как работает выдержка, диафрагма, светочувствительность и прочие нюансы. А еще можно начинать свой путь методом «проб и ошибок».
Главное для первых шагов – понять принципы работы выдержки и диафрагмы. И дальше снимать, снимать и еще раз снимать. Фотографировать как можно больше, желательно каждый день.
Допустим, первое время я просто, когда шел гулять либо по дороге в универ, брал с собой фотоаппарат на перевес и фотографировал все, что движется или не движется.
Мне нравился сам процесс, и я боялся, что может произойти нечто классное, или мне на глаза попадется что-то красивое, а я просто не смогу это снять. Поэтому даже тогда, когда в планах у меня не было никаких съемок или фотосессий, камера под рукой была всегда. Вот так я и развивал свои навыки.
Каждый фотограф ценится на рынке, благодаря собственному стилю фотографии. Есть ли у вас оригинальная фишка? Что делать коллегам, которые еще в поисках своего стиля?
- Стиль формируется сам по себе. Обычно это происходит очень неосознанно. Человек делает так, как он чувствует, как ему нравится.
И, спустя какое-то время, может, даже несколько лет, этот стиль становится уже характерным. Но я не знаю пока еще ни одного человека, который намеренно пытался снимать именно так, чтобы это отличало его стиль от остальных.
Не знаю по поводу своего стиля. Некоторые люди, когда дают мне обратную связь, говорят, мол: «Как только увидел(а) фотографию сразу понял(а), что это ты снимал». Такие моменты происходили неоднократно. Но лично я пока не совсем понимаю, по каким именно нюансам они это выделяют.
Естественно, есть какие-то особенности съемки, которые я стараюсь использовать: например, не люблю, когда на фотографии только естественный свет. Даже если я снимаю на улице, то я стараюсь работать с дополнительным искусственным освещением.
Мне нравится эффект глянца, который достигается в итоге. Есть еще хорошая практика для начинающих – копировать чужой стиль, тем самым вырабатывая свой.
Например, портретный фотограф Марат Сафин до сих пор занимается тем, что пытается скопировать, сделать идентичными определенные работы, которые уже есть у остальных.
Лично я так никогда не делал, снимал так, как чувствовал сам, но какие-то фишки и идеи заимствовал.
Обязательно ли иметь дорогую фототехнику, чтобы быть востребованным фотографом? Или достаточно владеть знаниями по композиции, прочими базовыми навыками и умением фотошопить?
- Это довольно индивидуальная вещь. Мне известно, что есть фотографы высокого уровня, которые не знают, как работает выдержка или диафрагма. Им все настраивают ассистенты, а они, в свою очередь, просто делают кадр.
Если говорить о таких фотографах, то это Марио Тестино. Ему все настраивают ассистенты, а он сам выбирает композицию и нажимает на кнопочку. Но, несмотря на это, он гений своего дела.
В наших же реалиях техника сильно влияет на качество фотографии. Еще большую роль имеет жанр фотосъемки. Например, если вы снимаете спортивную фотографию, динамику, то там желательно, чтобы камера была помощнее.
На первых парах, когда вы только начинаете заниматься фотографией, то нет смысла покупать особо дорогую технику. Достаточно будет какой-то простой зеркалки, а уже потом, когда поймете все нюансы, есть смысл дальнейших вложений.
Но это естественно - чем техника выше по уровню, чем она дороже, тем лучше качество кадра. Как дополнительный бонус: она будет притягивать более крутых клиентов, и у вас будет допуск на съемки более высокого уровня.
Вы начинали свой путь с волонтерской деятельности и не требовал оплаты своей работы. Но некоторые ребята идут в фотографию, чтобы начать зарабатывать. Как понять фотографу, что он может уже начинать требовать оплаты своего труда?
- Могу рассказать, как это было у меня. Первоначально я фотографировал просто за шоколадки или за «Спасибо», но потом люди сами начали предлагать оплату съемок. Они говорили, что у меня уже такой уровень фотографий, который должен оплачиваться.
Вот так, начиная с небольших гонораров, я стал брать деньги за свою работу, повышая тариф. Цена фотосессии – это довольно индивидуальная вещь.
Все зависит от множества показателей: от требования заказчика, жанра фотосъемки, оборудования, затрат на визажистов, моделей. Вообще фиксированного ценника в нашем деле не может существовать. Нужно говорить с клиентом, понимать, что он хочет, что вы сможете из этого сделать.
Плюс всегда следует оценивать временные затраты на ретушь, необходимость привлекать подрядчиков, к примеру, тех же ретушеров: когда я понимаю, что достигнуть такой обработки самостоятельно я не могу, я захожу на определенные сайты и обращаюсь к людям, которые это сделать смогут.
Почему многие фотографы бегут от свадеб?
- Потому что в большинстве случаев это превращается в конвейер. С учетом того, что у нас в Беларуси не так уж много красивых и живописных локаций, эти фотографии становятся однотипными.
У всех фотографов одинаковые места, ракурсы, а это быстро надоедает им самим и потребителям. Плюс еще, когда фотограф набирает много свадебных заказов, это очень изматывает, потому что свадьбы – это большой объем работы и фотографий.
Бывает такое, что может получиться около 3000 или 5000 снимков – и это все нужно перебрать, обработать, а это тяжело. Ты весь день на ногах, должен креативить, должен каждую секунду за всем наблюдать, чтобы не упустить момент.
Скорее всего из-за этого многие мои коллеги не хотят снимать свадьбы. У меня был опыт свадеб, не скажу, что маленький, но я себя не позиционирую как свадебный фотограф. В основном, свадьбы, которые я снимал, это были торжества знакомых. Но основной акцент я делаю на спортивную фотографию, рекламы и fashion-съемки.
Представьте, что в какой-то момент вы отказались от фотографии. Почему это может произойти? Почему вообще любой фотограф может сказать «Нет» своему делу?
- Когда ты занимаешься исключительно творческой фотографией, могут быть какие-то кризисы, или вдруг пойдет «волна», что, допустим, людям не нравится твоя работа, идет недопонимание с клиентами. Некоторые фотографы начинают думать, что этот путь не предназначен для них.
Почему бы я мог бросить? Ну тут надо подумать. Наверное, это произойдет только в том случае, когда я встречу новый вид деятельности, который покажется мне ближе, хотя, на мой взгляд, это мало вероятно.
В конце концов, я занимаюсь фотографией с душой, это дело мне искренне нравится. Не могу представить, что в какой-то момент я намеренно брошу ее. Но если бы мне поставили условие: «Чем бы ты занимался, кроме фотографии?» — то я выбрал видео либо же просто журналистику.
Когда телефоны заменят фотоаппараты?
- Телефоны уже постепенно заменяют фотоаппарты в сегменте любительских фотографий. Но в профессиональной сфере – нет.
Компании по производству фототехники не стоят на месте, они постоянно превносят какие-то фишки, а вместе с этим растет сам клиент.
У него повышаются требования, определенные технические задания, он хочет лучше, креативнее, не так, как у всех. Телефон просто не сможет справиться с этой задачей.
Думаю, что такого поворота, как переход профессионалов с фотоаппаратов на телефон, не произойдет никогда.
Конечно, слышал, что на обложки снимают через телефон, набирает популярность мобильная фотография, потому что продукт сразу можно выложить на разные платформы, но если речь идет о каком-то очень высоком уровне фотографии или о крутом клиенте, то его не устроит съемка на телефон, потому что требования растут.
Как ты считаешь: какой жанр в фотосъемке самый сложный?
- Нет сложных или простых жанров фотосъемки. Это все зависит от твоего подхода к делу. И это касается не только фотографии, но и всех тех видов деятельности, которыми занимается человек.
К примеру, ты можешь научиться что-то делать, а потом реализовывать все по накатанной, у тебя будет получаться, будут клиенты, ты чувствуешь себя спокойно и тебе не тяжело.
Но если ты решил прыгнуть выше головы и сделать не так, как у других, то ты должен надрываться, чтобы сделать качественный продукт. Вот тогда станет тяжело.
Ты будешь постоянно в поиске, ты будешь постоянно пытаться делать лучше, лучше и лучше. Так что нет разделений жанров на «простые» и «сложные».
Есть разделение твоих усилий, которые ты прикладываешь к своему делу. Даже в спортивной фотосъемке: нет ничего сложного поставить короткую выдержку и словить момент.
Если ты хочешь снимок с необычной композицией, словить необычную эмоцию, сделать кадр под определенным углом, которого нет у других, тогда уже приходится заморочиться. И тогда, повторюсь, это становится сложным. Вот в чем нюанс.
Каким неприятным опытом ты можешь поделиться с нами? И как избежать дискомфортных ситуаций в деле фотографа?
- Я думаю, что у каждого фотографа были такие клиенты. Лично у меня таких было меньшинство, и ситуация, в большинстве случаев, всегда была урегулирована. Зачастую причиной конфликтов становится несовпадение видения конечного продукта.
Еще бывает такое, что изначально оговаривалась одна цена, а по итогу вышла другая. Но этого было настолько мало, что какие-то конкретные ситуации тяжело вспомнить.
Чтобы выйти правильно из конфликта, нужно сначала узнать: что именно не устраивает заказчика. Некоторые нюансы можно исправить обработкой.
В определенных случаях можно пойти на уступки, если ты понимаешь, что сам не прав, и переделать некоторые кадры или доделать их. Но если в ходе разбирательств вы понимаете, что правы, а клиент – нет, то тут мало, что можно исправить. Такие моменты случаются, к сожалению, и тут лучше просто разойтись.
Фото: личный архив героя
Екатерина Журбенко