Говорят, армия – настоящая школа жизни для мужчин, которая закаляет характер и боевой дух.
Здесь молодые люди получают важный жизненный опыт, учатся работать в нестандартных условиях, не боятся самостоятельно принимать решения и несут ответственность за эти решения. Кроме этого они получают военно-учетную специальность.
В армейский быт погрузилась корреспондент «Белновостей» и провела один день во 2 учебной роте 59 школы подготовки специалистов по эксплуатации автомобильной техники и ремонтных подразделений в 72 ОУЦ в Печах и узнала, каково это - жить по уставу.
В 7 утра дежурный командует: «Рота, подъем!» И за 45 секунд нужно успеть собраться на зарядку.
- «Сложно», - думаю я, вспоминая, как по утрам несколько раз переставляю время будильника, каждый раз веря, что за эти «еще пять минут» высплюсь. Но здесь проспать невозможно – утренний подъем у ребят отработан до автоматизма.
Зарядка проводится в любое время года и при любой погоде на улице, за исключением сильного дождя. После разогрева организма курсанты приводят себя в порядок, заправляют кровати, наводят порядок в расположении роты, готовятся к завтраку.
Пока есть свободное время, заместитель начальника 59 шпс по идеологической работе майор Николай Кречик проводит небольшую экскурсию по 72 ОУЦ, где сделан капитальный ремонт казарм, столовых, клубов, медицинской роты, оснащенной новейшим медицинским оборудованием:
- Наша казарма оснащена 64 камерами видеонаблюдения, которые позволяют контролировать происходящее. В прошлом году у каждой роты появилась группа в Вайбере, где родители могут задать вопросы командирам, а также увидеть фото со службы своих сыновей.
Солдатам разрешено пользоваться телефонами, которые позволяют только общаться. В них нет ни камеры, ни диктофона, ни выхода в Интернет.
Связаться с родными и близкими и поделиться эмоциями о прошедшем дне можно в определенное время, согласно распорядку, например, после ужина, перед сном. В остальные часы телефон должен быть выключен или находиться в беззвучном режиме.
Отправляемся на завтрак. Нужно отметить, что готовят теперь не сами солдаты. Это дело доверили профессионалам.
На завтрак у нас – рисовая каша, котлета, вареное яйцо и чай с булочкой. Очень аппетитно. А калорий больше, чем в рационе любого среднестатистического человека, но ведь и расходует их солдат гораздо больше, нежели, например, офисный сотрудник.
После завтрака – утренний осмотр, на котором проверяются внешний вид военнослужащих и соблюдение ими правил личной гигиены.
Затем солдаты согласно распорядку дня отправляются на развод, где осуществляется постановка задач от командира на день. После этого курсанты идут на занятия.
Узнаю у командира 2 учебной роты 59 шпс, старшего лейтенанта Вадима Гончарова, о системе рейтинга курсантов, целью которой является их дальнейшее стимулирование и поощрение. Офицер рассказывает:
- В этом вопросе учитываются такие критерии как учебный процесс, общественная жизнь школы, спортивные достижения, отсутствие вредных привычек, внутренний порядок, воинская дисциплина, служба войск. Возможность проявить себя есть у каждого солдата. Отличникам учебы и службы полагаются длительные увольнения.
Большое внимание командование 72 ОУЦ уделяет материально-техническому обеспечению учебного процесса.
В классах учебного центра установлены тренажеры, на которых курсанты, уже получившие на гражданке водительскую категорию С, учатся управлять военной техникой, отрабатывают практически все подготовительные и зачетные упражнения из курса вождения машин.
Тренажеры позволяют не только качественнее обучать военнослужащего, но и экономить топливо и ресурсы техники.
Мне была предоставлена возможность самой попробовать себя в качестве водителя на тренажерном комплексе ТВ-543, который предназначен для обучения и поддержания навыков вождения механиков-водителей колесного тягача на базе МАЗ-543.
Тренажер – это макет кабины машины с настоящим управлением. Он имитирует обстановку реального места водителя тяжелого грузового автомобиля МАЗ-543. Сама кабина – на манипуляторах, которые качают ее в соответствии с воспроизводимым рельефом местности. Симулируется все – от тряски на ямах до звуков.
Инструктор, находящийся за компьютером, видит все параметры работы двигателя и положение машины на местности. Указание курсанту передаются по шлемофонной связи.
С уверенностью можно сказать, что симуляторы компьютеров отдыхают. Тренажер максимально приближен к настоящей машине. И, думаю, за несколько дней работы на нем вполне возможно овладеть навыками вождения боевой машиной.
Технику вождения курсанты осваивают на протяжении всего периода обучения. Вначале изучают теорию: общее устройство техники, порядок и правила ее эксплуатации. После проходят подготовку на тренажерах, сдают зачет и только после этого допускаются к вождению машины и закрепляют полученные знания на практике.
Когда занятия на тренажере окончены, отправляемся на автодром покорять бездорожье на армейских вездеходах МТЛБ, МАЗ-543, БАЗ-5921, ЗИЛ-135ЛМ.
На одном участке курсанты преодолевают препятствия на МАЗ-543.
О занятиях рассказал начальник цикла вождения и технической подготовки учебного отделения 59 шпс майор Илья Казаков:
- Занятия проходят от простого к сложному: личный состав уже прошел подготовку на тренажере, сейчас совершенствует свои навыки вождения боевой машины. Сегодня курсанты выполняют более сложные упражнения и учатся преодолевать такие препятствий как змейка, колейный мост, укрытие, траншея.
Каждый обучаемый проезжает на машине полтора километра. Среднее время в пути – 5-7 минут. Пока личный состав не чувствует габариты машины, поэтому сложнее им даются такие элементы как укрытие и траншея.
На другом участке курсанты осваивают вождение в опасных дорожно-транспортных ситуациях на МТЛБ, который предназначен для транспортирования личного состава, артиллерийских установок в боевых условиях.
О том, как проходят занятия, рассказал преподаватель цикла вождения и технической подготовки учебного отделения 59 шпс капитан Игорь Волчек:
- Каждый курсант отрабатывает вождение протяженностью 4 километра. Маршрут движения - около 25 минут. С курсантом находится инструктор, который отвечает непосредственно за обучение внутри машины. Имитируется железнодорожный переезд, разъезд на узком участке дороги, обгон, встречный разъезд.
Возможность ощутить габариты военной техники и прокатиться по маршруту была предоставлена и мне. Управлять армейским вездеходом не так легко, как может показаться на первый взгляд. Хотя бы потому, что боевая масса того же МТЛБ – более 9 тонн.
Здесь уже, в отличие от тренажера, никаких симуляторов. Сейчас - настоящие препятствия, которые преодолеваются вместе с опытным инструктором.
На автодроме есть комната психологической разгрузки, где с военнослужащими работает психолог-преподаватель капитан Ирина Позняк, которая проводит тренинги, беседует с военнослужащими и при помощи различных методик помогает курсантам справиться с трудностями, если таковые имеются.
Во второй половине дня у военнослужащих также все расписано до мелочей: физподготовка, самостоятельная подготовка, воспитательная работа.
Даже свое личное время ребята используют с пользой: играют в настольный теннис, устраивают соревнования по шашкам, играют на гитаре, звонят родным.
Время после ужина пролетает незаметно. И вот после вечерней поверки в 22.00 звучит команда: «Отбой!»
После проведенного дня бок о бок с солдатами и офицерами 59 шпс 72 ОУЦ у меня появилось ощущение целой прожитой жизни – насыщенной и интересной. Возвращаюсь на гражданку с морем положительных эмоций. В личный зачет прошу записать вождение на МТЛБ и МАЗ-543.
Виктория Войтешонок
Фото: © Белновости