Во многих школах нашей страны практикуют оценивание детей различными знаками, где-то даже ввели систему поощрений, но не у всех родителей такой подход вызвал одобрение.
В школах Беларуси отметки начинают выставлять с 3 класса. До этого периода система оценивания не разработана и оценивание детей не предусмотрено. Но вот уже много лет преподаватели ставят плюсы, улыбочки, рисуют солнышко или используют различные наклейки.
Некоторые родители недоумевают, зачем вообще оценивать ребёнка, если законом это не прописано.
— Я не понимаю смысла этих знаков. Чем они отличаются от простых отметок. Если ребенку и так понятно, что плюс — это хорошо а минус — плохо. Так, у отметок больший обхват, а плюс и минус подразумевает одну из крайностей — либо хорошо, либо плохо.
Я считаю, что оценивать детей первые 2 года нецелесообразно. Ребёнок лишь входит в школьную среду, отметка может меняться и от настроения, и от самочувствия. Дети в этом возрасте не до конца осознают ответственность.
Задача школы — привить любовь к учебе и новым знаниям, а не сразу зацикливать внимание детей на отметках.
Деятельность школ по организации безотметочного обучения в 1-2 классах регулирует указ Министерства Образования Республики Беларусь "Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на 1 ступени общего среднего образования".
Указ предусматривает отсутствие оценивания, но не запрещает использовать другие методы похвалы. Отказ мотивируется отсутствием у детей 6-8 лет объективного оценивания своих результатов, самоконтроля и самооценки.
В одной из гимназий Гродно мотивацию к обучению решили подкрепить и поощрением в виде раскрасок.
— Нам ещё на первом собрании объяснили, какие знаки какой уровень знаний обозначают.
Всё это казалось безобидным, так как было рассчитано исключительно для родителей. Ребёнок мог и не замечать этих знаков. Но в конце первой четверти за домашние задания детям стали выставлять солнышко, и у кого их набиралось 5, тот в подарок получает раскраску.
Сейчас у дочки сломалась вся система, которую я так долго выстраивала, объясняя важность знаний, понимания, а ни оценок. Ребёнок все время думает о солнышке. К тому же, она физически не может написать буквы ровно и красиво, и, разумеется, никакого солнышка не получает.
Если бы оценивали реальные знания этими солнышками, можно было бы закрыть глаза, а оценивать почерк, то, что передаётся по наследству и в редких случаях поддается корректировке, нелогично.
Такие методы оценивания практикуют и в других школах. Где-то даже родители умудрились собрать деньги для покупки сладостей, чтобы поощрять хорошистов.
— Мы сразу обсудили с учителем способ оценивания. Каждой маме хочется знать, в чём ребёнок силён, а где лучше поработать. Закупили сладости. У кого набирается много плюсов, тот получает сладкий сюрприз. Это мотивирует детей.
В Министерстве образования для обсуждения данного вопроса нас направили в комитет по образованию своей области. Мы позвонили в Гродно и нам сообщили, что все вопросы решаются в Министерстве образования и там же разработан алгоритм оценивания учащихся.
Законодательство не регламентирует правомерность поощрений детей, но психологи настоятельно рекомендуют отказаться от таких методов оценивания.
— Дети младшего возраста не могут анализировать, не понимают суть оценки. Многие думают, что так учитель выражает своё отношение к нему, а не к выполненному заданию. Так же некоторые дети в возрасте 6-8 лет недостаточно внимательны, что не позволяет объективно оценивать их знания.
Ребёнок может могут получить психологическую травму из-за поставленного минуса или неполученной конфеты. Мы всегда рекомендуем родителям лояльно относиться к детям, не ругать за оценки, не требовать сверх того, на что способен ребенок, а способности могут открыться не сразу.
Из опыта могу сказать, что эти плюсы и минусы больше даже влияют на родителей, которые возлагают большие надежды на ребёнка. Те, в свою очередь, неправильными действиями могут напрочь отбить любовь к обучению.
Ребёнок должен просто наслаждаться, узнавая что-то новое, наслаждаться общением с одноклассниками, а ни работать на оценку. Рассказы о результате тоже бессмысленны, так как в таком возрасте ребёнок и представить не может, что когда-то он будет жить без мамы и должен будет себя обеспечивать, поэтому сейчас нужно хорошо учиться.
Такие вопросы в 1-2 классе поднимать рано. А родители их поднимают, пытаются донести ребёнку то, что его понимание ещё не может усвоить.
В Польше оценки дети начинают получать с 4 класса. Используется 6-балльная система оценивания.
В Германии также используется 6-балльная система оценивания. Первые два года обучения ученикам не ставят оценки.
Ученики начальной школы в Испании при наличии неудовлетворительных финальных оценок могут остаться на второй год, при этом для них разрабатывается специальная программа.
Во Франции 20-балльная система оценивания. В подготовительной школе оценки не ставят. В начальной школе чаще используют систему оценивания по десятибалльной шкале.
Фото: личный архив героини
Анастасия Живушко