Не так давно в Беларуси начали изымать из продажи российские конфеты с сорбитовым сиропом.
Правда, не все, а только ту продукцию, на которой покупателя не информировали о том, что чрезмерное потребление таких конфет может привести к расстройству желудка.
И вот сегодня появилась информация о том, что российские кондитеры смогли добиться отмены запрета на продажу в Беларуси таких конфет.
История вопроса
Как сообщает издание РБК со ссылкой на Ассоциацию предприятий кондитерской промышленности («Асконд»), проблемы начались в октябре прошлого года.
Тогда в Беларуси потребовали наносить на российские конфеты с сорбитовым сиропом предупреждение о содержащемся в них подсластителе, который при чрезмерном употреблении может «оказывать слабительное действие».
Без такой специальной маркировки продукцию изымали из продажи.
В частности, запретили реализовывать изделия производителя мармелада «Русский кондитер», Азовской кондитерской фабрики (конфеты Toffee, козинаки, щербеты и др.), кондитерской фабрики «Белогорье» (вафли и печенье), «АККОНД» (суфле «Птица дивная»).
Только в конце августа российским кондитерам удалось добиться полного восстановления поставок в Беларусь конфет с сорбитовым сиропом, – сообщили в «Асконд».
Потери кондитеров
По информации Ассоциации, примерно треть кондитерских изделий, ввозимых Россией в Беларусь, содержат этот самый сироп.
В прошлом году в республику завезли порядка 105 500 тонн кондитерской продукции на сумму 200 млн долларов. Около 35 % прибывшей продукции содержало сорбитовый сироп.
Из-за ограничений российские кондитеры получили серьезные убытки. Согласно подсчетам «Асконда», они составили порядка 9 млн долларов.
Отмечается, что на восстановление потерянных на белорусском рынке позиций кондитерам из России может понадобиться полтора года.
Спор двух стран
Согласно Ассоциации, Москва и Минск поспорили относительно конфет с названным сиропом, поскольку по-разному трактуют технический регламент Таможенного союза о требованиях к безопасности пищевых добавок.
Документ обязывает производителей наносить на упаковки сведения о наличии подсластителя, который может спровоцировать расстройство желудка.
Беларусь заявляла, что такая маркировка должна присутствовать абсолютно на всех изделиях с сорбитовым сиропом.
В России же говорили, что, если сироп применяется для удержания влаги, не надо дополнительной маркировки.
При этом в техническом регламенте Таможенного союза нет данных о том, при каком содержании сорбитового сиропа его можно считать средством для удержания влаги.
В аналогичных документах Евросоюза значение определено – до 10 % массовой доли.
Чем все закончилось
Госстандарт Беларуси считает, что не прописанная цифра в техническом регламенте Таможенного союза позволяла российским производителям добавлять в кондитерские изделия подсластитель и сахар.
В марте этого года Евразийская экономическая комиссия заявила: если сорбит применяется не в качестве подсластителя, специальная маркировка не нужна.
После этого Минск начал снимать ограничения. Но, как отметили в «Асконде», выборочно.
Ассоциация обратилась в ЕЭК, заявив о «неправомерности» действий Минска. Однако полностью ограничения Беларусь сняла только в августе.