Радио — один из самых массовых и доступных способов передачи информации. На протяжении долгих лет эта профессия не теряет свою востребованность и привлекательность. Радиоведущий – это не просто голос из динамика. Это человек, который должен заинтересовать слушателя с первых секунд.
Наша героиня Юлия окончила журфак БГУ, стажировалась на двух телеканалах, но свое призвание нашла на радио. О дедлайнах, прямых эфирах и трудностях работы на радио девушка побеседовала с БелНовостями.
Все началось с университетской практики на радио. Но в то время мне очень хотелось попробовать свои силы на телевидении, поэтому к радио я вернулась только после окончания университета.
Страшно было в первый раз сесть за микрофон?
Я долгое время стажировалась на телевидении, поэтому боязни и стеснения не было. Но у меня были проблемы с голосом — он не был поставлен. Это абсолютно нормально, ведь в таком молодом возрасте он еще формируется.
Первое время я смотрела на коллег, у которых была блестящая дикция и немного комплексовала. Одно дело, когда ты сидишь за микрофоном и записываешь программы и рубрики — ты можешь сколько угодно перезаписывать, перечитывать, экспериментировать, даже если твои коллеги будут косо на тебя смотреть.
Другое дело — прямой эфир. Ты вещаешь на всю страну, и права на ошибку у тебя нет.
Первый прямой эфир
Мой первый прямой эфир — модераторская смена. Это смена, когда ведущий появляется между песнями, желает всем хорошего настроения, передает приветы, поздравления, читает СМС-ки.
К слову, первый эфир мне достался спонтанно. Я просто зашла на совещание, и мне говорят: «Нужна смена, хочешь в эфир?». «А что, можно?» — я была уверена, что нет. «Да, можно, иди пробуй», — говорит руководство.
Я бы не сказала, что это был идеальный прямой эфир. Идеальных эфиров не бывает. Самое главное, чтобы слушатель чувствовал, что ты человек, а не робот. Даже если ты сбился во время эфира — это не жуткая ошибка. Так ты наоборот показываешь, что ты существуешь где-то там, а не просто включили запись.
Как проходит обычный день на радио? Как построен день радиоведущего?
Обычных дней на радио не бывает, как, наверное, и во всей журналистике. Радует то, что у нас на радиостанции довольно удобный график. Если у тебя эфир поздно вечером, то тебе, очевидно, не нужно приходить на работу утром.
Бывают совершенно спонтанные интервью в конце рабочего дня, а бывает, что ты приходишь, делаешь две рубрики и отдыхаешь. Все совершенно по-разному, день на день не приходится.
Дедлайны
Все журналисты знают, что такое дедлайны. Журналистика вообще такая профессия — сегодня у тебя есть герой, а завтра его нет. Такие моменты случаются довольно часто на работе, и ты в любом случае испытываешь стресс.
Со временем ты, конечно, привыкаешь жить в такой суматохе. Могу сказать, что перегружать себя в этом случае точно нельзя. Каким бы трудным ни был день, нужно отдыхать, в том числе и голосом.
Голос — это все-таки наше все, и если не будешь давать ему отдыхать, то в эфире ничего хорошего не получится.
Конечно, если люди работают на радио 5-10 лет, они уже на автомате делают какие-то вещи. Я пока до такого автоматизма не дошла.
Какие ляпы, курьёзы с тобой случались? Расскажи о них.
Был один случай: вышли в эфир, звучит песня, мы отложили наушники и говорим со звукорежиссером. Идет заставка, звукорежиссер и я немного ее пропустили. Обычно режиссер говорит: «Пять секунд до эфира», «Десять секунд до эфира» и ты надеваешь наушники, нажимаешь на кнопку, начинаешь говорить.
И тут мы слышим, что заставка идет, песня закончилась, а нужно уже вот-вот выйти. Мне нужно было сообщить развлекательную новость, которая была написана на 2 страницах — так лучше не делать.
Я ее читаю, переворачиваю страницу и понимаю, что там не та страница. Я начинаю импровизировать. Представляла тысячу людей, которые слушают тебя. В этот момент я начала шутить, параллельно искала нужную страницу. К счастью, я ее нашла и дочитала новость.
Что тебе больше всего нравится в работе радиоведущего?
На радио больше свободы для молодых, больше шансов получить ценный опыт. Я очень люблю проснуться с утра и сказать себе: «Я не хочу сегодня краситься и красиво одеваться». На радио все привыкли, что ты придешь без косметики и наденешь то, что первое выпадет из твоего шкафа.
Свою дикцию как-то отрабатывали? Оттачивали технику речи?
Большое спасибо журфаку за то, что у нас был курс техники речи. Курс проходил на русском языке. Мы ориентировались на мягкие звуки, которые не должны быть «дзеканнем-цеканнем».
Дикцией нужно постоянно заниматься, делать гимнастику. Если я не буду разминать свой речевой аппарат перед эфиром, то у меня будет каша во рту.
Основные плюсы и минусы профессии?
Плюсов очень много — общение с людьми, осознание того, что тебя слышат, возможность посещать какие-то выставки, встречи и другие мероприятия.
Основной минус — мы сами передвигаемся по городу. Нас не развозят так, как корреспондентов на телевидении. Ты выезжаешь на место с диктофоном, быстренько делаешь репортаж и возвращаешься обратно.
Есть мнение, что за несколько лет радиоведущие выговариваются. Как справляетесь с проблемой вдохновения и поиска тем для подводок?
Мои руководители всегда говорили, что со временем ты настолько устанешь, что не будешь понимать, как ты с этим справляешься. У меня пока не было такой проблемы, ведь я только начинаю свою эфирную жизнь.
Где искать темы? Да везде. Похолодало? Расскажи, что может случиться от похолодания с определенными вещами в мире. Со временем приходит понимание, что абсолютно любую вещь можно привязать к определенному поводу.
Возможно ли попасть на телевидение или радиостанцию без связей?
Связи — это полнейший бред. По крайней мере на нашем телевидении я такого ни разу не наблюдала. Здесь все зависит только от тебя. Попасть на телевидение реально.
У меня есть много знакомых и друзей, которые работают на телевидении. Они прошли через тернии к звездам. Глядя на них, я понимаю, что такие люди меня и вдохновляют, которые действительно любят, хотят и идут дальше, несмотря ни на что.
Ни для кого не секрет, что для работы на телевидении или радио вовсе необязательно заканчивать журфак.
Что делать тем, у кого есть амбиции и желание?
Сейчас я понимаю, что во время моей стажировки на телевидении мне не хватило желания остаться. Я приняла решение уйти и вернуться позже, и честно, я не знала, что мне понравится работать на радио. Я настолько влюбилась в эту радийную романтику, что сейчас не представляю свою жизнь без нее.
Если у вас правда есть желание работать, то все получится 100 %. «Желание — тысяча возможностей, нежелание — тысяча причин», — я живу по этому принципу многие годы.
Бывают сложности, когда ты устал. У тебя случается творческий кризис, ты чувствуешь истощение. Потом проходит пару дней, и ты снова идешь творить. Поэтому важно отдыхать и уметь разгружаться.
Фото: личный архив героини
Дарья Васеко