Вчера в нашей стране отмечался профессиональный праздник – День учителя. Педагоги со всех уголков Беларуси получали поздравления и подарки за свой нелегкий труд.
Корреспондент «БелНовости» решила выяснить, в чем заключается работа учителя, ее преимущества и недостатки. Четыре педагога, разного опыта и профиля, согласились поделиться с читателями нашего портала самым интересным.
Для беседы мы пригласили не только учителей общеобразовательной школы, но и профессиональных лицеев. Кроме того, героинь нашего материала мы выбирали разного опыта, возраста и темперамента, для того, чтобы все полученные факты были максимально объективны.
Свой первый рабочий день женщины описывают одинаково – боялись. Однако, как только они переступили порог класса – тревога исчезла.
Анжелика Николаевна* трудится уже несколько лет в профессионально-техническом лицее г. Гомеля. После университета она распределилась в это учреждение, где и решила остаться.
«Первый день работы с такими взрослыми детьми заставил меня понервничать. Помогло то, что я в студенческие годы я занималась в театре, где не раз приходилось выступать перед большой публикой на сцене»
По словам Анжелики, одной из «фишек» успешного проведения урока является артистичность. Если учитель будет подавать материал сухо, без эмоций – ученики даже не будут слушать.
С этим согласились и другие наши героини. Екатерина Юрьевна, со своего пятилетнего опыта работы, добавила:
«Лично для меня, самое сложное в работе учителя – заинтересовать ребенка. Нужно уметь подать материал так, чтобы дети слушали внимательно и не отвлекались. Кроме того, объяснения должны быть доступными и простыми»
Двоечник – хороший учитель?
Сейчас активно обсуждается проблема того, что профессия учителя теряет престиж: проходные баллы в университет минимальные, поэтому на педагогов учатся те, кто сам нуждается в хороших знаниях. По этому поводу мнения учителей разделились:
ЕЮ: «Тот, кто плохо учился в школе и в ВУЗе, не может дать хороших знаний ученикам. Ведь помимо предмета, дети нередко задают и другие вопросы, на которые ты просто обязан знать ответ»
АН: «Среди моих коллег есть те, кто в студенчестве прогуливал и не стремился быть хорошистом. Но сейчас их успехам в работе можно позавидовать: они отлично находят общий язык с группой, хорошо объясняют материал и результаты контрольных работ и тестов получаются показательные»
Виртуальная слежка
Помимо того, что каждый учитель должен обучить своему предмету, этот труд подразумевает и воспитательную составляющую. По словам наших героинь, учитель несет колоссальную ответственность за будущее каждого ученика.
Кураторы обязаны не только разъяснять правила поведения на улице, в обществе и другие сферы жизни, где может быть потенциальная опасность. Кроме всего этого, в обязанности классного руководителя входит мониторинг социальных сетей учеников. Это делается примерно 1-2 раза в месяц, чтобы понять: нет ли у ученика суицидальных наклонностей, привязанности к наркотикам или алкоголю, развратного поведения и др.
«В основном мы смотрим такие серверы, как «Вконтакте» и «Инстаграм» - объясняет Галина Петровна*, учитель с 10-летним стажем работы .
АН: «Если мы обнаружили (по картинкам, записям, фото), что, например, ребенок находится в депрессии или у него возникают хоть какие-то мысли о суициде – эта информация немедленно направляется в администрацию. С учеником будут беседовать психологи и проводится другая необходимая работа»
Сизифов труд
О том, что же самое неприятное в работе педагога, женщины спорить не стали:
ЕЮ: «Бумажная волокита – это настоящий сизифов труд. План-конспект урока, тематическое планирование, ведение журнала – это только цветочки. Документация по воспитательной работе, ведомости о рабочих часах – все время кажется, что этой работе не видно конца и края»
Эти формальности необходимо соблюдать, чтобы образовательный процесс работал, как хорошо отлаженный механизм.
Пряник без кнута
Среди учеников профессионально-технических лицеев преобладают те, кто курит. Екатерина объясняет:
«С подростками точно не работает метод кнута: если учеников ругать и запугивать наказанием за курение, то это порождает лишь агрессию и протест»
На вопрос, как же более эффективно с этой проблемой никто из героинь не ответил – нужно мнение специалиста. Но педагоги согласились в одном: лучше всего работает поддержка и введение моды на здоровый образ жизни.
ЕЮ: «Строгость тоже нужна. Если курение перейдет из подросткового баловства в привычку – это, вероятно, останется с человеком на всю жизнь. Поэтому мы уделяем много времени на то, чтобы объяснить ребенку последствия»
Золотая середина
Анжелика Николаевна, по сравнению с другими нашими собеседницами, самая молодая. По ее словам, для учителя это большой минус:
«Ученики часто позволяют себе лишнего, если урок ведет молодой учитель или практикант. Чтобы восстановить дисциплину, я применяю хитрость: иногда общаюсь с ними, как с равными»
Женщина подчеркнула, что здесь нужно соблюдать золотую середину, ведь если не быть одновременно строгой и не соблюдать границы «ученик-учитель», то тебе «могут сесть на шею».
Банальная истина
Самое большое удовольствие от работы учителя получают тогда, когда видят успехи своих учеников. Ольга Петровна* работает с учениками 5-6 класса:
«Если слабые дети начинают стараться и у них получается – это самое приятное для меня. Пусть и звучит банально, но это правда. Я чувствую себя профессионалом и знаю, что могу быть полезной. А что может быть лучше признания хорошего труда?»
АН: «Мои ученики нередко обращаются по личным вопросам. Это говорит о доверии ко мне – я с радостью иду навстречу»
Работа не для слабонервных
Напоследок мы задали героиням вопрос, на который попросили ответить честно: «Любите ли вы свою работу?». Никто из женщин долго не думал и твердо ответил – Да!
ОП: «Такой заряд энергии я не получаю больше нигде. Учитель – работа не для слабонервных. Но для меня нет более достойной и интересной профессии»
*Имена героев изменены
Читайте также: Белстат обнародовал статистический портрет белорусского учителя
Фото: © Белновости