Примерные этические правила педагогических работников появились в соответствующем проекте Минобразования.
Документ предусматривает комплекс нормативов, направленных на формирование благоприятной и безопасной образовательной среды и в целом устойчивого развития учреждений образования.
Минобразования вынесло проект новых правил на общественное обсуждение – желающие могут с 10 февраля по 1 марта оставить свои замечания и предложения, направив их по указанному на сайте ведомства электронному адресу. И там же, на сайте, можно ознакомиться с предложенными этическими правилами.
Отмечается, что документ призван обеспечить право обучающихся и воспитанников на получение качественного образования в гуманных условиях.
По сути, это свод правил, предъявляемых к педагогам вне зависимости от того, какую должность они занимают.
Базируется он на принципах педагогической этики: ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства другого человека, компетентности, порядочности, – говорится в «Общих положениях» Правил.
Отметим, что документ в настоящее время представляет собой проект, доступный для общественного обсуждения. В структурном плане он подразделяется на 4 раздела.
В первом разделе изложены общие этические требования к педагогам. В пункте 1.1. говорится, что работник должен:
создавать и поддерживать уважительные и доверительные отношения в педагогическом коллективе и коллективе обучающихся, способствовать созданию безопасной образовательной среды, устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в учреждении образования.
Далее перечисляется ряд требований, среди которых предписания о недопустимости со стороны педагога оценок и высказываний, которые могут унизить честь и достоинство коллег, учеников, их родителей или законных представителей.
Согласно Правилам, педагоги должны своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
Все проблемы педагогического процесса должны обсуждаться в уважительной форме, а решения должны приниматься в открытых дискуссиях.
Педагогам предписывается придерживаться делового стиля одежды, создающего и поддерживающего положительный имидж педагогического работника и учреждения образования.
Работникам следует уметь признавать допущенные ошибки, а также предпринимать меры по недопущению предвзятого публичного обсуждения учреждения образования, в котором они трудятся (в том числе в Сети).
Педагоги не должны злоупотреблять служебным положением, требовать от учеников, их родителей или законных представителей каких бы то ни было услуг или вознаграждений за свою работу.
Помимо этого документ оговаривает необходимость со стороны педагогического работника принимать меры по предупреждению коррупционных преступлений.
Свою работу с учениками педагог должен строить на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности их личности, активно защищать их основополагающие человеческие права, – говорится в документе.
Педагог должен уважать национальные, конфессиональные, культурные, семейные и другие традиции учеников, способствовать их межнациональному и межрелигиозному взаимодействию с другими учащимися.
Также обращается внимание на то, что педагоги не должны публиковать в Сети сведения, которые могут причинить вред здоровью или развитию учеников.
Педагог не должен сообщать другим лицам информацию, доверенную лично ему обучающимися или иными должностными лицами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), – следует из текста проекта Правил.
Нельзя к ученикам применять моральное и физическое насилие. А при выставлении оценок учитель должен быть объективным и справедливым. Кроме того, педагогу возбраняется публично критиковать учащихся, особенно как личностей, их родителей или законных представителей.
Общаясь с родителями или законными представителями ученика, педагог должен проявлять уважение, открытость и доброжелательность. Но вместе с тем он не должен предавать огласке доверенные ему учеником сведения (мнение) о своих родителях и наоборот.
Недопустимо, чтобы поддержка, оказываемая родителями школе (финансовая, организационная, любая иная), влияла на отношение педагога к ним.
Отдельно оговариваются этические нормативы относительно взаимоотношений между учителями. Например, предписывается добросовестно и качественно исполнять свои профессиональные обязанности, заботиться о престиже профессии, уважать честь, достоинство, а также интересы коллег.
Педагогам не следует проявлять зависть, враждебность, как и не стоит обвинять коллег в некомпетентности.
Фото: © Белновости