Сплошь и рядом они – покупки. Ежедневно белорусы совершают миллионы различных покупок, начиная от банальных походов в продуктовый и заканчивая приобретением дорогостоящей техники.
Но, увы, покупка, скажем, той же обновки не всегда приносит ее новоиспеченному обладателю исключительно положительные эмоции. Порой, не обладая достаточными знаниями, покупатель сталкивается с массой проблем. И вместо того, чтобы разобраться с ними, вернув некачественный товар, он решает замять ситуацию, полагая, что виноват здесь только он и его невнимательность.
Специально для наших читателей Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь рассказало об основных правах потребителя, касающихся возврата товаров.
Товары надлежащего качества
Так, покупатель имеет право вернуть непродовольственные товары надлежащего качества или же обменять их в течение 14 дней с момента передачи потребителю при соблюдении следующих условий:
- Товар не был в употреблении;
- Потребительские свойства товара сохранены;
- Покупатель может предоставить доказательства о покупке конкретного товара у продавца;
- Товар не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (ряд товаров из Перечня можно вернуть, если они упакованы в герметичную (вакуумную), потребительскую упаковку или в потребительскую упаковку, по которой можно установить, что товар не был в употреблении).
Срок исчисляется со следующего дня после покупки.
Стоит отметить, что вернуть товар получится только в его первоначальном виде (то есть в потребительской упаковке, с наличием этикетов, ярлыков и др.).
Возврат, а также обмен приобретенного товара может проходить как в месте его покупки, так и других местах, объявленных непосредственно продавцом.
Товары, купленные на акции, так же подлежат возврату или обмену на общих условиях.
Возврат уплаченной за товар денежной суммы производится продавцом в той же форме, в которой производилась оплата, если стороны не договорятся о другом способе; деньги должны быть возвращены незамедлительно либо не позднее 7 дней.
При расторжении договора продавец не вправе требовать предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, за исключением случаев, когда при заключении договора использовался данный документ.
Обратите внимание
Обуславливать приобретение товара приобретением дополнительных товаров и услуг – запрещено.
Не стоит забывать, что безвозмездное устранение недостатков в товаре является прямой обязанностью продавца или же авторизированного сервисного центра, закрепленной законодательством.
Товары ненадлежащего качества
Следует разобраться с тем, какой же товар стоит относить к товарам ненадлежащего качества.
Недостаток товара – это несоответствие его:
- Обязательным требованиям технических регламентов и иным нормативным документам, устанавливающим требования по качеству товара;
- Условиям договора;
- Образцу и (или) описанию, заявленному продавцом при продаже товара;
- Целям, для которых товар такого рода обычно используется.
При наличии в приобретенном товаре каких-либо недостатков или же ранее устраненных недостатков продавец обязан заранее предупредить об этом покупателя как в устной, так и в письменной форме (в кассовом чеке или ином документе, подтверждающем факт покупки товара).
Стоит отметить, что подобный товар, в котором устранялся недостаток по заявленному недостатку возврату не подлежит.
Если же потребитель обнаружил те или иные недостатки в приобретенном им товаре, то он имеет следующие права (по своему усмотрению):
- Замена некачественного товара на товар надлежащего качества;
- Уменьшение покупной цены;
- Оказание безвозмездного ремонта;
- Возмещение расходов по устранению недостатков в товаре;
- Возврат средств.
Следует обратить внимание на действующий Перечень технически сложных товаров, для которых установлен особый порядок замены и возврата.
В течение 30 дней со дня их передачи потребителю товары ненадлежащего качества подлежат обмену и возврату, независимо от проявившегося недостатка (существенный или несущественный).
По истечении 30 дней со дня их передачи подлежат обмену и возврату только при:
- Проявлении существенного недостатка в товаре;
- Нарушении сроков безвозмездного ремонта (не должен превышать 14 дней; с согласия потребителя данный срок может быть продлен до 30 дней).
Потребитель имеет право:
Потребовать аналогичный товар из подменного фонда на период ремонта (замены) товара ненадлежащего качества (срок удовлетворения такого требования – 3 дня после его предъявления); потребовать возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара, в том числе компенсацию морального вреда.
Важно знать
Доставка крупногабаритного или весом более пяти килограммов товара ненадлежащего качества для проведения ремонта, замены, возврата осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации).
Фото: Pixabay