В век интернета намного проще воспользоваться электронной почтой, нежели написать письмо на бумаге, вложить в конверт, приклеить марку и отправить в почтовый ящик. Тем не менее следует заметить, что почтальоны без работы не остаются, так как на почте можно воспользоваться и другими услугами — отправить посылки, бандероли, оформить подписку на журналы и газеты, отправить денежные переводы и оплатить коммунальные услуги.
Произвести оплату можно у оператора, а можно воспользоваться платежно-справочным терминалом. Любое отделение почтовой связи осуществляет прием платежей с использованием банковских пластиковых карточек.
За счет обращения большого количества людей можно столкнуться с проблемой очередей. Плюсом является электронная очередь, с помощью которой можно распределить людей по специалистам — один работник будет выдавать посылки, другой — принимать платежи и т. д. Но в какой мере современными технологиями пользуются работники почты в небольших районных почтовых отделениях, везде ли есть платежные терминалы, да и любой ли пенсионер будет пользоваться таким способом оплаты?
Основная услуга, как отмечают работники Белпочты, которой пользуются посетители, — покупки в интернет-магазинах. Люди все чаще заказывают товары не только в Беларуси, но и за рубежом. Естественно, что письмами в основном пользуются предприятия и госструктуры, отправляя различные оповещения гражданам. Если в процентном соотношении, то письма почтой отправляет 80 % госструктур и всего 20 % — физических.
Письмо или посылка по Беларуси с помощью ускоренной почты может прийти за сутки. Простые письма 1 класса, вес которых не превышает 100 г, имеют приоритет при отправке. За отправление такого письма нужно заплатить 1,08 белорусского рубля, а если письмо будет весить более 20 г, то за каждые следующие 20 г нужно будет доплатить 5 копеек.
Отправление данных писем на всех этапах пересылки и доставки обрабатывается в приоритетном порядке, его отправка и получение отслеживаются. Время доставки международных почтовых отправлений будет зависеть от веса, масштаба и других факторов, так как есть огромная разница при отправке, например, мобильного телефона в маленькой коробочке и отправкой большого количества вещей. Все международные посылки принимаются с проверкой вложения.
О работе Белпочты в Минском районе рассказывает почтальон Анна, которая работает в этой должности более 20 лет. Говорит, что у них в поселке количество посылок и писем не бывает одинаковым каждый день, что иногда может прийти более 60 посылок, а иногда и 4.
По средам, пятницам и субботам количество газет, которые нужно доставить населению, будет значительно больше, чем, например, во вторник и четверг, так как в те три дня выходят издания, которые пользуются спросом у местных жителей. Иногда приходится отправлять и более 200 газет.
Деревни, которые закреплены за данным почтовым отделением, обслуживаются с помощью мотодоставки, а уже в самом поселке работает почтальон. Количество пенсий тоже может быть разным: бывает, что 20 пенсий приходится в день доставить, а бывает и 3.
В поселке жители часто заказывают товары в интернете, отмечают удобство и самих заказов, и работы Белпочты: «Купила, например, сковороду, через несколько дней тебе прислали уведомление. Пришла на почту, оплатила товар и процента 3 от суммы за перевод. И все. Никуда ехать не нужно».
Небольшой вопрос, как говорят местные жители, может возникнуть с посылками из Китая, так как одни из них приходят по извещениям, другие — как простые письма. И те, которые приходят как простые письма, просто бросаются в почтовый ящик, нигде не отслеживаются, да и почтальон не несет ответственности за их доставку. А посылку по извещению человек может получить, предъявив паспорт.
С проблемой несогласованных посылок, которые высылают консультанты магазинов после неожиданного телефонного звонка, столкнулись и жители данного поселка. Людям звонили на мобильный и говорили: «Вы стали победителем. Выиграли часы!». Для того чтобы забрать свой подарок, нужно было заплатить всего 10 % от общей стоимости товара.
Итоговая сумма посылки составляла 29,90 рублей, а по факту, как позже выяснилось, у нас такие часы можно было приобрести ориентировочно за 10 белорусских рублей. Несколько человек забирали свой подарок, а посылки тех, кто отказывался, просто возвращались обратно. «Никаких сложностей не возникало: захотел забрать подарок — забрал, не захотел — отправили обратно», — вспоминает посетитель почты.
Сейчас в интернет-магазине Белпочты можно приобрести любой товар: от садовых качелей до мыла. Заказывают здесь и моющие средства, и ковры. На Белпочте часто проводят акции. Сейчас, например, можно приобрести 50 штук закаточных крышек, заплатив чуть больше 3 рублей.
Белпочта оказывает услуги с учетом потребностей граждан. И уже совсем скоро планируется начать доставку лекарственных препаратов. Предполагается, что услуга станет популярной у сельских жителей, особенно в местах, где нет аптек.
Можно заметить, что за последние несколько лет отделения Белпочты в сельских местностях используют современные технологии и внедряют новые услуги. Почтальон отмечает, что сейчас через ЕРИП можно оплатить все: и садики, и школы, и земельные налоги. Раньше ведь все это оплачивалось в банке.
«Молодые, понятное дело, оплачивают все дома, а люди старшего возраста оплачивают на почте, приходя к оператору с номером плательщика ЕРИП. Иногда, когда платежей много, могут быть небольшие очереди, особенно, когда приезжают из соседних деревень.
Люди старшего возраста говорят, что им дети настроили все, чтобы они могли оплачивать через телефон, но им неудобно, им проще, чтобы распечатали чек, тогда они с уверенностью будут знать, что оплата произведена», — рассказывает почтальон Анна.
Из всего вышесказанного можно отметить высокое качество обслуживания на Белпочте. Любой почтальон сегодня может не только разнести пенсию, но и помочь с заказом и доставкой товара в интернет-магазине.
Виктория Войтешонок
Фото: © Белновости