Вопросы бережного отношения к окружающей среде сегодня как никогда актуальны. И они выходят далеко за рамки школьной программы. И не всегда им уделяется должное внимание в семье. Конечно, все это не способствует экологически грамотному поведению учащихся.
«Зеленые школы» создаются в Беларуси в контексте международного проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне».
Их цель: воспитание ответственного и бережного отношения к природе, повышение экологической направленности образования, информирование по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Как поясняет координатор работы «Зеленых школ» в Могилевской области Жанна Бубнова, учреждение образования самостоятельно подает заявку на участие в данном проекте.
Всего по Могилевской области на сентябрь этого года было подано 36 таких заявок. Статус «Зеленая школа» получили 5 учреждений образования. Учитывая обстановку в мире, проблемы экологии сегодня на первом месте. И от того, кого мы воспитаем, зависит наше будущее
В самом Могилеве статус «Зеленая школа» получила только "Средняя школа № 28". Мы посетили данное учреждение образования, обладающее таким гордым званием.
Заместитель директора по воспитательной работе “Средней школы № 28 г. Могилева” Лариса Довгяло рассказывает:
– Уже 8 лет в нашем учебном заведении реализовываются инновационные проекты, среди которых и внедрение модели экологического менеджмента в образовательный процесс учреждения общего среднего образования.
На определенном этапе возникла необходимость дальнейшего формирования компетенции социальной активности учащихся, чтобы у них появилась своя авторская позиция.
Наша работа была направлена на то, чтобы школьники создавали и разрабатывали проекты, направленные на реализацию экодружественного поведения, эколого-ответственного отношения к образу жизни. Именно поэтому с 2018 г. наше учреждение образования является партнером сети “Зеленых школ” по реализации данного проекта.
Весь 2018/2019 учебный год определенные классные коллективы под руководством учителя биологии Инги Владимировны Лабковой выполняли набор заданий по пяти направлениям: биоразнообразие, обращение с отходами, энергосбережение, водосбережение, информационно-экологические мероприятия.
В результате нашей работы, решением Координационного совета образовательного проекта «Зеленые школы» нашему учебному заведению присвоен статус «Зеленая школа».
Люди должны знать о проблемах окружающей среды и понимать, какой вклад может внести каждый из нас в изменение экологической ситуации к лучшему.
Средней школой № 28 разработана специальная программа, в рамках которой школьникам объясняют, например, как отличить малиновку от зяблика, то есть изучается видовое разнообразие живых организмов с целью их сохранения. Это же касается видов животных.
– У нас было направление – растения, птицы. А теперь мы перешли на энергосбережение и водосбережение. Например, дети не знают, что водопроводную воду используют в унитазе, для них это открытие.
А если бы знали, то понимали, почему должно быть 2 кнопочки для разного потока воды. Ведь в каких-то странах воды нет, и ее приходится закупать. Объясняем, зачем закрывать кран, чтобы вода не капала.
Показываем им слайды с пустынями, примеры того, как люди экономят воду. Объясняем, что такое синтетические моющие средства.
Ведь культура потребителя формируется уже вот с такого возраста, только так человека можно научить выбирать то, что менее губительно для природы.
Например, листву мы их учим не сжигать, а утилизировать соответствующим способом, а скошенную траву компостировать специальным методом (просыпаешь 10 см травы, потом 10 см грунта, чтобы бактерии гниения проникли в траву и смогли ее переработать), так, чтобы это было действительно полезно для планеты.
Также дети у нас сами придумывали ветряки. Старшие школьники делали воздушных змеев своими руками, чтобы показать, что есть альтернативная энергия, ветровая энергия, которая используется во всем мире. По биологии сейчас мы готовим проект «Поможем птицам зимой», так как из 10 птиц выживает одна, если их не подкармливать.
Учим и чем можно кормить птиц. Экологическая культура в целом у нас сегодня низкая. Например, все говорят про пакетики, что нельзя ими пользоваться, а эти пакетики сейчас везде. Объясняешь ребятам, что и без них можно обойтись, – рассказывает учитель биологии «Средней школы № 28 г. Могилева» Инга Лабкова.
В средней школе № 28 заверяют, что человечеству необходимо менять образ мышления и поведения. «Зеленая школа» – это и есть эколого-ответственное отношение к образу жизни, – говорит заместитель директора по воспитательной работе школы Лариса Довгяло.
К слову, средней школе № 28 в сети «Зеленых школ» присвоен диплом III степени, однако в этом учебном году педагогический состав школы уже начал работу над повышением степени диплома. Хочет побороться за присвоение диплома II степени.
Фото: © Белновости и личный архив героев
Александрина Дунай