Окунувшись в детство без родителей, узнаём, как живут и социализируются дети в детских домах Беларуси, что такое патронатное воспитание и какую помощь лучше оказать детям.
Директор Понемуньского детского дома в Гродно Нелли Андреевна Стрелковская рассказала, как ребята становятся воспитанниками детского дома.
В детский дом попадают дети, которые остались без родительской опеки, причины тому могут быть разными (смерть родителей, лишение родительских прав и др.), а родственников или других лиц, которые могли бы взять детей на воспитание, не нашлось.
На 1 декабря 2019 г. в детском доме живут 48 воспитанников, в том числе 11 детей дошкольного возраста и 37 школьников.
Задача детского дома не только создать комфортные условия для детей, защитить их права и интересы, но и принять возможные меры по устройству детей на воспитание в семьи.
В течение 2018-2019 учебного года 6 воспитанников передали на различные формы семейного устройства: в отношении одного воспитанника установлена опека, ещё одна девочка передана на воспитание в детский дом семейного типа, одна воспитанница удочерена иностранными гражданами, трое детей вернулись в биологическую семью.
В самостоятельную жизнь вышло четыре выпускника.
В Понемуньском детском доме на окнах красуются снежинки и снеговички. Идёт подготовка к Новому году. Днём в помещении пусто, детей ещё с утра отвезли в школы и сады города.
Образовательный процесс и досуг
Главный специалист главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета Ольга Александровна Ханевич рассказала, как реализуется право воспитанников детского дома на получение образования, по какому принципу происходит выбор школ и детских садов для ребят.
— Воспитанники Понемуньского детского дома посещают учреждения дошкольного образования и школы города, что максимально способствует социализации детей.
Определение учреждения образования, в которое пойдет ребенок, основывается на показанной ребенку программе обучения согласно заключению центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также с учетом территориального расположения учреждения образования.
Для подвоза детей к учреждениям образования в детском доме имеется специальный автобус.
После занятий в школах и садах дети посещают дополнительные кружки, секции.
— На нашей базе работает педагог дополнительного образования, который проводит занятия спортивного направления. По воскресеньям работает кружок областного центра туризма и краеведения.
Также дети посещают кружки в центре творчества детей и молодежи "Прамень". В свободное время организовано проведение различных творческих мероприятий с детьми.
Наша задача — предложить варианты для проведения досуга.
Вечером старшие дети самостоятельно готовятся ко сну, младшим — помогают помощники воспитателя. Засыпают дети рано, так как утренний маршрут распределён по городу, на что требуется чуть больше времени. Детей доставляют в сопровождении педагогических работников.
Патронатное воспитание
По выходным и в каникулярное время некоторых детей забирают на патронатное воспитание. Для остальных ребят организована культурная программа с учётом пожеланий детей.
Дети посещают зоопарк, кинотеатры, театры, библиотеку, гуляют по городу, играют, организовывают свободное время по интересам, как и все ребята.
— Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети передаются в семьи граждан на период каникул, выходных дней, государственных праздников на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения территориального управления (отдела) образования.
Патронатные воспитатели могут навещать ребёнка в учреждении, поделиться жизненным опытом и хотя бы кратковременно предоставить ребёнку возможность пожить в семье, почувствовать семейную заботу и любовь. К слову, летом более половины воспитанников детского дома находились на патронатном воспитании.
Для того чтобы стать патронатным воспитателем, достаточно обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства. После оценки имеющихся условий и возможностей для приема ребенка в семью, выдается заключение о наличии необходимых условий, составляется договор о передаче ребёнка на патронатное воспитание.
Представители учреждения помогут наладить контакт с ребёнком. Мнение ребёнка тоже учитывается. Затраты на питание, установленные законодательством, компенсируются.
Биологические родители, близкие родственники также навещают детей, если это не противоречит интересам и желанию ребенка.
У каждого есть право на восстановление в родительских правах. Учреждение заинтересовано в организации встреч с близкими, работа в этом направлении успешна: 3 воспитанника вернулись в биологическую семью.
Социализация
Особое внимание в учреждении уделяется социализации детей, их подготовке к самостоятельной жизни.
— Специалисты детского дома целенаправленно работают в данном направлении. Детей обучают навыкам самообслуживания, бытовым навыкам, приготовлению простых блюд, старших ребят консультируют в правовых, юридических и финансовых вопросах, профессиональном определении.
В детском доме работает "Клуб выпускников", где с детьми обсуждаются волнующие темы. Будучи совершеннолетними, юноши и девушки всегда могут обратиться в детский дом и задать интересующие вопросы. Они являются частыми гостями на наших традиционных праздниках.
Некоторые выпускники не желают афишировать, что являются выходцем из детского дома. Мы поддерживаем связь с учреждениями профессионального образования, где обучаются выпускники, интересуемся их дальнейшей жизнью.
Медицинское сопровождение и уход
Медицинское сопровождение детей обеспечивается поликлиникой № 2 г. Гродно. В учреждении есть медицинский пост, который работает круглосуточно.
С детским домом активно взаимодействуют мастера из различных сфер услуг на безвозмездных условиях.
В канун Нового года и Рождества дети ждут не столько подарков или материальных благ, сколько внимания, заботы и любви. У каждого есть возможность устроить ребёнку незабываемые выходные, навещать его, разделять радости и огорчения, предложить что-то интересное, научить чему-то новому, что умеешь сам.
Почему бы, например, парикмахеру не предложить девочкам-подросткам модную прическу, окрашивание или мастер-класс по уходу за волосами.
Если возникла мысль стать родителем
При желании усыновить ребёнка, стать приемным родителем, обращайтесь в территориальный орган опеки и попечительства с заявлением. Для ознакомления с краткой информацией о детях, которые остались без попечения родителей, перейдите на сайт http://dadomu.by/.
Анастасия Живушко
Фото: © Белновости