Кому как не клоуну знать, что такое зрительские симпатии и забавный грим. На самом деле жизнь человека, который выбрал такую профессию не сосредоточена на одном месте и такие люди довольно многогранны.
Знание четырех языков, постоянные путешествия по миру и многое другое – вот что можно сказать о человеке с профессией клоуна.
В Белорусском государственном цирке проходит фестивальная программа, на которую приглашены гости из разных стран. Антон Франке приехал со своим отцом из Санкт-Петербурга, чтобы порадовать белорусских детишек. Артист рассказал, что в реальной жизни он не такой забавный, как на сцене.
Почему выбрали именно эту профессию?
– С детства цирк был рядом, потому что родители работали там.
Папа – цирковой режиссер, который выпускал программы, номера и разные шоу по всему миру. Мама – мастер по классическому балету. Когда она связала свою судьбу с папой, то стала ближе к цирку. Иногда была цирковым балетмейстером, в основном преподавала классический танец в колледже искусств в Санкт-Петербурге.
Сами живем этом городе. Поскольку мы с папой работаем вместе в паре, то часто находимся в разъездах по разным странам и городам.
Сколько лет вы уже в этой профессии?
– Вот мне будет тридцать шесть через неделю, а первый раз я появился на манеже в шесть лет, получается, тридцать. Время летит быстро. Вышел ребенком из зала, играя роль зрителя – помогал клоунам в репризах, так называются номера.
У нас есть выражение «Дети, рожденные в опилках», потому что раньше в манеж насыпались опилки для того, чтобы было мягче.
Родители отца были дрессировщиками собак, поэтому я третье поколение в цирке. На манеж вышел в 6 лет, но профессионально начал заниматься совершенно в другом возрасте. Я учился во французской гимназии в Петербурге, где был уклон на французский язык с 1-го класса.
После этого учился в университете культуры и искусств. Знаю французский, английский, шведский и русский. Закончил университет в 2006 году, а с 2007 начал профессионально работать. Многие начинают еще, будучи ребенком, переезжая из города в город и меняя школу за школой. У меня все-таки было не цирковое детство.
Что для вас цирк? Обыденная работа или хобби, которое приносит доход?
– По-моему у Генри Форда есть фраза, которой он отвечает на какой-то вопрос. Тот ответил, что это высокооплачиваемое хобби.
Конечно, это работа, но в удовольствие. Бывают моменты, когда тяжело морально и физически, но зритель не должен этого почувствовать.
Приходилось ли сталкиваться с людьми, которые боятся клоунов? Как вообще их можно бояться?
– Этот страх называется коулрофобией. Люди боятся не столько клоуна, сколько неизвестности за маской. На самом деле образ может быть любым.
Если человек не видит лица, тогда и появляется страх. Мне встречались такие люди. Они говорили, что боятся клоунов, но я им понравился и теперь у них другое понимание.
На тот момент я был без грима, только смокинг и лакированные туфли. Думаю, что это немного другая ситуация.
В жизни вы такой же забавный, как и ваш персонаж на сцене?
– На самом деле в жизни я не такой, как в работе. Я уважительно отношусь к профессии. Бывает такая проблема, когда сценический образ въезжает в личную жизнь.
Я считаю, что так не должно быть. Это чаще происходит, когда персонаж успешен, поэтому он начинает побеждать. Получается какая-то шизофрения.
А каких вы любите зрителей? Которых легко рассмешить или тех, у кого сложно вызвать даже небольшую улыбку?
– Больше всего люблю строгого зрителя. У меня была одна ситуация, когда режиссер шоу взял микрофон и перед тем, как сделать открытие произнес речь: «Сегодня премьера, собрались артисты со всего мира, они волнуются. Давайте им покажем теплоту приема нашей страны».
Люди искусственно поддерживали всё представление. Я на самом деле не очень люблю такие вещи, потому что сложно понять, это искренне радуются или просто поддерживают. Строгий зритель больше всего интересен.
Почему на втором отделении шоу использовали мрачный грим?
– Клоун с гримом для меня новый персонаж. Есть разные виды: красный – самый веселый, рыжий – менее веселый и белый – более строгий.
Я решил попробовать немного мрачный, бомжеватый образ. В этом есть интерес, когда персонаж не сразу же притягивает тем, что он такой солнечный и добрый. Сначала темноватый и даже настораживает, но если он топит сердца, то потом в него влюбляются.
Отличается ли современный зритель от того, который был раньше?
– Я смотрю записи клоунов и комиков, как только они появились. Помимо игры актеров я смотрю на то, как реагируют зрители.
Вызвать реакцию было проще – это видно. Юмор повышался и трансформировался, зритель становился более капризным.
Что мотивирует оставаться в профессии?
– С самого детства я хотел этим заниматься. Появляется зависимость от нахождения на сцене, внимание становится всё нужнее, подсаживаешься на него. Мотивируют свои же успехи, когда в профессии все складывается.
Я всегда хотел ездить по миру и смотреть на разные страны – что сейчас и происходит. Это мотивирует. Могу улететь куда-то ради одного представления, а бывают длинные истории, например, в США уезжал работать на два года.
Наиболее экзотическая страна, которую я посетил – Индонезия, но самое сильное впечатление получил на китайском острове Хайнань. Там приходилось объясняться на пальцах.
Самое интересное – узнавать, что мы съели. Даже, например, в российских ресторанах китайской кухни все адаптировано под нас, не будет такой сладкой и слишком острой пищи.
Как относитесь к цирку с животными?
– У меня много товарищей по работе, они – дрессировщики. Дрессировщик и его питомец – одна семья. Приведу личный пример.
У меня есть друг, который занимается слонами. Когда мы поздно возвращаемся, то я иду спать в гостиничный номер, а он – к слонам, ведь рано утром нужно репетировать. За все время я в цирке не видел жестокого обращения с животными.
Фото: личный архив героя
Джейлан Сильванович