Многие бизнесмены и работники мучаются вопросом, почему они не могут сказать "НЕТ", когда уже становится поздно.
Чтобы понять, давайте разберемся в причинах, почему мы не можем сказать "НЕТ".
Эксперт сетевого издания Белновости по вопросам психологии Анна Комиссарова рассказала о том, как научиться говорить "Нет" на работе.
Каждая причина - это определенная психологическая проблема, решив которую мы сможем подняться на совершенно новый уровень своего развития.
1. Осознанность
Зачастую мы соглашаемся на автомате, даже не подумав о том, чего нам будет стоить слово "ДА".
Никогда не давайте ответа на ходу, не соглашайтесь на что-то, когда вам звонят, обязательно скажите, что вам сейчас некогда и перезвоните, когда сможете сосредоточить мысли и когда будет удобно именно вам.
2. Недостаток информации
Бывают случаи, когда для принятия верного решения у нас просто недостаточно информации.
Вот мы с радостью ожидаем подписания контракта, который принесет нашей фирме солидную прибыль, однако не поинтересовались финансовым состоянием контрагента, или ответственностью должностных лиц, его представляющих.
А ведь до того, как выполнили все работы и остались без оплаты могли бы узнать, что их компания в убытках и никому не платит.
Или если работодатель передает вам "временно" обязанности уволившегося сотрудника и забывает не только о том, что они были переданы на время, но и то, что они должны оплачиваться.
В таких случаях на помощь придет воображение.
Представьте самый худший вариант, который может сложиться в предложенных вам условиях и если готовы его принять, то соглашайтесь, если не готовы, то убедитесь, что его можно исправить (например, в договоре дополнительно прописать предоплату, или принять на себя обязанности сотрудника с доплатой за их выполнение).
3. Самомнение
Даже если вы умом все понимаете, порой легче согласиться на действия заведомо доставляющие вам дискомфорт.
Возможно, вы удивитесь, но люди с завышенным самомнением боятся сказать "НЕТ". В чем конкретно их самомнение завышено?
Как правило, такие люди не привыкли получать отказ и когда задают другим вопрос, то на самом деле для себя уже все решили и способны принять только положительный ответ.
Соответственно, когда к ним обращаются с просьбой, они воспринимают вопрос как констатацию факта и невозможность отказа.
Прекращайте думать за других!!! Когда вам задают вопрос, то это ВОПРОС и только. Ваша задача - просто дать на него быстрый ответ, чтобы у человека было время обратиться с этим вопросом к кому-то другому.
4. Привычка
Бывают особо тяжелые случаи, когда человек живет настолько в разладе с собой, что не чувствует границ собственного Я. Такой человек, не проявляя воли, совершает преступление над собственной личностью.
Это позиция страуса: голова в песок и проблемы решены. Ему легче со всем соглашаться, чем аргументировать свою точку зрения (если она есть), как правило у таких людей ее нет вовсе.
Конечно же, решение есть. И это - дисциплина. Такие люди годами вырабатывали в себе привычку соглашаться со всеми по любому поводу.
Соответственно, чтобы это преодолеть, необходимо так же методично и дисциплинированно начать выражать свое мнение (если его нет, то лучше его начать формировать, а для этого необходимо бороться с невежеством, т. к. только невежественному человеку нечего сказать).
Начинать можно с маленьких отказов, можно даже наедине с собой: вот идет реклама "а хотели бы вы..., а вы мечтали....", ответ должен прозвучать незамедлительно: "НЕТ".
Итак, все изложенное выше можно свести к следующим выводам:
1. Быть осознанным и давать взвешенные решения, хорошо подумав.
2. Рассмотреть все самые худшие варианты и обезопаситься от них соответствующими действиями.
3. Решать только за себя (а не за других) и в первую очередь думать о том, насколько отказ будет удобен вам, а не о том, насколько он будет неудобен собеседнику.
4. Начинать вырабатывать привычку отказов с самых простых и незначительных.
Фото: Pixabay