Прежде чем начать ругать себя за лень, лучше разобраться в ее причинах. В 90 % случаев окажется, что вы не ленитесь, а прокрастинируете.
Между этими двумя явлениями огромная разница, а осознав ее, вам будет легче выполнить требуемую задачу.
Советы читателям дает социальный психолог, методолог и ведущий тренер Центра толерантности Еврейского музея Елена Горинова.
Разница между ленью и прокрастинацией
Лень — это отказ брать на себя ответственность, нежелание прилагать физические или психологические усилия. Вы ленитесь, если отказываетесь от работы и при этом отлично знаете, чем для вас обернется ситуация. Нет чувства вины или неловкости, вы просто «не хотите».
Прокрастинация — это попытка отсрочить выполнение задачи, а не намеренный отказ от деятельности. Вы знаете, что «надо», даже понимаете, что рано или поздно придется, а потому испытываете много эмоций: от чувства вины до тревожности.
Прокрастинация возникает в момент страха выполнить задачу плохо (вы максималист), при отсутствии мотивации (чем именно мне поможет результат?) или требуемых на выполнение ресурсов (вы устали), а также при большом числе одновременных задач (с чего мне начать? я же все равно все не успею?).
Если человек ленив, это связано с низким уровнем самоконтроля и отсутствием добросовестности. Но на самом деле найти психически здорового человека, который вообще не ориентирован на достижение целей, не заинтересован в работе, не хочет получить вознаграждение в той или иной форме, очень сложно.
В момент депрессии такое состояние действительно возможно, но в этом случае речь не идет про лень и ругать себя за промедление точно не стоит.
Это не лень
Некоторые люди с гордостью подчеркивают, что они ленивые, так как у них нет времени на неэффективное расходование ресурсов. В этом утверждении есть отличная идея, но все-таки важно подчеркнуть: в этом случае речь не о лени, а о планировании, распределении ресурсов или творческой прокрастинации.
Если человек проанализировал ситуацию и понимает, что выполнение работы не приведет ни к каким результатам, отказ от решения — это не лень. Силы перераспределяются, освобождается ресурс на другие задачи, которые эффективно влияют на итог работы.
Если человек чувствует, что у него не хватает внутренних ресурсов и необходимо отдохнуть, чтобы выполнить в будущем большую и важную задачу, — это также не лень. Очень многие ругают себя за нежелание «умереть на работе» или вспоминают «а вот наши родители...». Бережное отношение к себе — это прекрасный навык, именно он позволяет работать более эффективно.
Если человек физически истощен и не может реализовать задачу из-за тревожного расстройства, СДВГ (часто у детей), депрессии — это точно так же не лень. Попытка заставить себя работать, отказавшись от лечения, может закончиться плачевно.
Как побороть лень?
Если вы ставите перед собой этот вопрос, значит, перед вами не проблема лени, а проблема прокрастинации. Желание выйти из ситуации, желание завершить задачу и перестать себя винить — это признак ответственного человека, способного на саморегуляцию, но потерявшего либо ресурс, либо мотивацию в конкретный момент.
Как разобраться с прокрастинацией?
Шаг 1. Ставьте перед собой четкие цели
Что именно? К какому числу? Как я пойму, что задача выполнена хорошо? Реалистично ли это? Написать роман кажется очень красивой целью, но абсолютно размытой. Хорошая формулировка: «Каждую неделю писать по две страницы романа, чтобы к 1 сентября у меня были первые две главы. Их я покажу издателю, получу обратную связь и в случае успеха продолжу работу».
Шаг 2. Определите, что вас отвлекает
Кому-то мешает быть продуктивным шум, кому-то — постоянные уведомления на телефоне или многозадачность. Устраните раздражающие факторы. В офисе помогают закрытые переговорные или наушники, дома — чистое рабочее пространство и беззвучный режим на телефоне.
Шаг 3. Составьте план
Воспользуйтесь квадратом Эйзенхауэра или другим удобным принципом организации задач, чтобы определить свои приоритеты.
Хорошая привычка — писать задачи на завтра вечером, так вы еще помните, что не успели сделать сегодня. Если в процессе выполнения на голову сваливаются новые требования и проблемы, внесите их в план, но приступайте к выполнению только после завершения хотя бы половины уже запланированных.
Нет ничего зазорного в том, чтобы сказать руководству прямо: «У меня на сегодня другой список задач, мы утверждали приоритеты в понедельник. Я приступлю к выполнению новых после».
Так вы перестанете кидаться от выполнения одной задачи к другой, мучить себя и испытывать чувство вины за несделанное.
Шаг 4. Держите в фокусе цели
Разделив большую задачу на малые, важно не потерять из вида главную цель.
«Я делаю сейчас эту презентацию, чтобы...
- получить одобрение, которое мне нужно;
- сделать жизнь людей лучше;
- продвинуться по карьерной лестнице;
- сделать свою жизнь лучше — получить зарплату;
- попробовать что-то новое и развить свои навыки»
Вариантов множество.
Будет лучше, если вы выпишете глобальные цели и оставите на видном месте. Готовиться к экзаменам легче, когда видишь, что впереди диплом, а за ним интересная работа, а за ней интересные знакомства, способ себя реализовать и желаемая зарплата.
Шаг 5. Начните
Если приступать к работе страшно, неприятно или попросту не интересно, заключите с собой сделку: вы поработаете ровно пять минут. В большинстве случае вы поймаете темп и мотивацию продолжать работу.
И разрешите себе ошибаться: сделанный неидеально слайд лучше, чем отсутствие презентации.