Нередко сотрудник (особенно тот, кто не так давно устроился на новую работу) теряется, если получает звонок от коллеги или начальства по бизнес-вопросу в выходной или после окончания рабочего дня.
Перед человеком встает дилемма: ответить на звонок/сообщение и тем самым дать понять, что он готов жертвовать своим личным временем ради благосостояния компании-работодателя, или проигнорировать попытку связаться в нерабочее время и закрепить свою позицию по четкому разделению личной и деловой жизни.
Но так ли все просто? Об этом поговорили с экспертом новостного портала БелНовости Татьяна Баранова.
На самом деле, в чистом виде вопрос «Отвечать или не отвечать на рабочий звонок после 18:00» стоит крайне редко. Дело в том, что у каждой ситуации есть контекст, предварительные договоренности, условия, на которых принято работать в данной компании.
Так, можно сказать, что консервативные сферы бизнеса (например, юриспруденция, банковский сектор и другие), как правило, прописывают достаточно четко права и обязанности работника и работодателя, включая уместность деловых коммуникаций в нерабочее время.
Иногда в подобных компаниях действуют общие правила, фиксирующие, что рабочий день длится, допустим, с 9:00 до 18:00, остальное время является для сотрудника личным и беспокоить его по рабочим вопросам недопустимо вне этого временного промежутка.
А иногда компания, помимо прочего, сообщает, что, несмотря на окончание рабочего в 18:00, сотрудники обязаны отвечать на звонки по работе вплоть до 20:00, а на рабочие сообщение - до 21:00. Это уже полностью зависит от корпоративной политики компании и внутренних правил работодателя.
Кроме того, надо учитывать и тот факт, что во многих организациях требование по необходимости быть на связи «24/7» предъявляется не ко всем сотрудникам, а только к тем, кто должен иметь возможность решать деловые задачи в любую минуту, не зависимо от текущего часа или дня недели. Как правило, такие требования предъявляются к персональным ассистентам, реже - к топ-менеджменту.
Что же касается, креативных сфер деятельности (event-индустрия, журналистика и другие), то здесь зачастую вопрос о нормированном рабочем дне вообще редко стоит. Потому что новости могут появиться в любой момент - и чем быстрее их возьмут в работу, тем лучше.
Но все опять же зависит от первичных договоренностей с начальством - стоял ли вопрос о ненормированном рабочем дне изначально. Если человек только приступает к работе на новом месте, ему лучше сразу оговорить эти нюансы коммуникаций, чтобы потом не было недопонимания.
В случае, когда все же выясняется, что у сотрудника и работодателя разные взгляды на лояльность компании и необходимость делового общения в любую минуту, лучше это прояснить при первом же случае.
Так, если внезапно начальник пишет своему подчиненному в 20:00, что необходимо немедленно прислать отчет за какой-либо период времени, подчиненному желательно не игнорировать эту просьбу, чтобы не нагнетать обстановку, и по возможности выполнить то, что от него требуется.
Но на следующий день непременно поинтересоваться у руководителя, считается ли подобная коммуникация в нерабочее время нормой или это был исключительный случай. При этом лучше как-то мотивировать свою позицию: например, сказать, что в нерабочее время семейные хлопоты не позволяют полноценно решать деловые вопросы.
Или дома слабый интернет. Важно дать понять работодателю, что для сотрудника отказ от работы по выходным - это не леность или не лояльность, а вынужденность.
Можно, конечно, и просто отстаивать свое право на личное время, но тогда важно апеллировать к трудовому договору или другому документу, где указано четкое время работы сотрудника, или быть готовым к негативной реакции начальства и теоретически возможному ухудшению отношений.
Так или иначе, важно не забывать, что умение деликатно и дипломатично решать вопросы, без нагнетания конфликта - бесценно!
Фото: Pixabay