Современные технологии существенно упростили нашу жизнь, добавили ей больше возможностей.
Одной из таких возможностей является поддержание относительно недорогой качественной связи.
Быть на работе можно фактически в круглосуточном режиме в течение всей недели. Что только не делали люди в период пандемии дистанционно: вели лекции, проектировали, даже занимались физкультурой. Сложности переформатирования размыли границы личного пространства.
В пандемию не казалось странным отправить файл по почте в 22:30, а в 22:50 получить звонок недовольного начальника, требующего исправления. Сейчас, конечно, законодательно такие казусы стали убираться. Но допустим, что все работает в штатном режиме. Необходимо ли быть готовым подключиться к работе мгновенно? Когда такая работа полезна, а когда вредна?
Подробнее об этом рассказывает эксперт Игорь Горяинов.
Давайте подумаем: какие плюсы дает нам дистанционная работа? Она экономит время на поездке в офис, не привязывает нас к одной локации, дает возможность эффективнее планировать свое рабочее время. Таким образом, мы повышаем свой комфорт, а следовательно, эффективность и качество работы. Давайте разберем две пограничные ситуации дистанционной ненормированной работы, одна из которых дает положительные эффект, вторая отрицательный.
Начнем с положительной составляющей, создающей дополнительный комфорт. Кому удобен такой режим работы? Это люди, для которых важно не просто находиться на работе, а выполнять работу именно в нужный момент. Своевременность и оперативность решения являются наиболее важными факторами.
Можно быть слабо занятым весь день, но в нерабочее время, заключить ряд важных контрактов и обеспечить всю фирму хорошими заказами на длительный срок. Например, менеджеру по работе с клиентами в компании, устанавливающей пластиковые окна, критически важно ответить на звонок клиента максимально быстро.
Не все клиенты готовы перезвонить завтра, они хотят получить исчерпывающую информацию прямо сейчас. Цена ошибки такого специалиста некритична. Она находится в пределах ежедневных операционных расходов. Ведь потом придет замерщик, составит проект и скажет точную цену за работу.
Или другой пример ошибки похожего специалиста: на площадке погрузки застрял автопоезд. Логист вовремя не уточнил качество покрытия и не обговорил эту ситуацию с заказчиком. Все это неприятно, но исправляется без дорогостоящих последствий.
Теперь давайте рассмотрим отрицательный эффект работы в круглосуточном режиме.
Предположим, что специалист выполняет ответственную работу и он серьезно загружен. Круглосуточный режим работы разрушает его комфорт. После тяжелой рабочей недели Вы находитесь на отдыхе в кругу семьи. Вдруг Вам начинают приходить сообщения: одно, второе, третье, потом аудиозвонок.
Нужно все бросить и сделать все максимально быстро! При этом это ведь не будет считаться переработкой. Вы, конечно, раздражены и не согласны с таким подходом, но вынуждены смириться. Раздражение и неудовлетворенность повышают утомление. Хроническая усталость снижает качество работы и ведет к грубым ошибкам. Вопрос лишь в цене таких ошибок.
Если мы посмотрим, например, на разбор причин авиакатастроф, то обнаружим там интересную закономерность. Немалая часть авиакатастроф начиналась с того, что экипаж воздушного судна был серьезно переутомлен. Это являлось, как правило, последним звеном, приведшим к авиапроисшествию.
При попадании в сложную, но не катастрофичную ситуацию отдохнувший экипаж легко справлялся с ней. В случае же переутомления экипаж неверно оценивал ситуацию, начинал делать ошибки. Понимал катастрофичность ошибок, но вследствие высокой утомляемости неадекватными контрмерами только усугублял ситуацию.
Огромная часть происшествий на производстве начинается с требования ускориться, поднажать при сильной усталости сотрудников. Цена таких ошибок оказывалась огромной. Например, уставшему геодезисту приходится круглосуточно быть на связи с начальством, которое сдает итоговую документацию заказчику.
Помимо этого необходимо давать отметки под срубку свайного поля моста. Отметки даны неверно. Начальник участка и мастера, так же вымотанные постоянными созвонами, не смогли это вовремя обнаружить это. В итоге имеем остановку работ, изменение проекта, серьезные материальные затраты. Таких примеров можно привести массу из разных сфер деятельности.
Давайте подытожим: нужно ли быть постоянно на связи? Здесь стоить определить баланс между эффективностью и ценой ошибки. Если работа 24/7 создает сотруднику дополнительный комфорт и увеличивает его эффективность, то она оправдана. Цена же ошибок при этом должна быть минимальна. Снижение комфорта работы, создание нервозной обстановки на ряде производств просто опасно. Набор неверно принятых решений может привести к огромным материальным тратам.