Чтобы избежать легкого психологического дискомфорта, следует запомнить несколько простых правил, и тогда вам не придется сосредотачиваться на поведении, а вы просто сможете насладиться едой.
Эксперт сетевого издания «Белновости», ресторанный обозреватель Анастасия Морозова специально для читателей сайта рассказала о том, какие вещи не следует делать в кафе и ресторанах.
Вы приходите в ресторан, и, если вы не завсегдатай этих мест, то где-то на подсознании всплывает мысль: «а как себя правильно вести, какими приборами есть, что и как заказывать, чтобы не выглядеть смешно» (хотя «смешно» - это очень субъективная оценка, на мой взгляд, смешно выглядит не незнание, а именно желание казаться не тем, кто ты есть на самом деле).
Итак, чтобы избежать этого легкого психологического дискомфорта, предлагаю запомнить несколько простых правил, и тогда вам не придется сосредотачиваться на поведении, а вы просто сможете насладиться едой.
Во-первых, расслабьтесь, вы идете получать удовольствие от процесса, а не показывать себя и свои навыки.
Обязательно снимите верхнюю одежду и головные уборы перед тем, как сесть за стол. Про мужчин я даже не говорю, это этикет для всех помещений. А про женщин надо отметить отдельно, так как некоторые дамы почему-то считают, что если прическа неудачная или не успели помыть голову, то можно остаться в шапке. Но, скажу вам, это моветон! Потратьте время, чтобы привести волосы в порядок, это уважение не только к себе, но и к окружающим.
Не забудьте помыть руки, это можно сделать сразу перед посадкой, либо после заказа по меню.
Если в ресторане предусмотрены тканевые салфетки, то взрослые кладут их на колени, детям заправляют за воротник.
Будьте приветливы с обслуживающим персоналом, это показывает вашу воспитанность. Звать официанта щелчком пальцев или окликом «эй» неприемлемо. Если хотите позвать официанта, просто поднимите руку, персонал вас заметит и подойдет.
Прописные истины, типа еду руками не брать (исключение хлеб), пальцы не облизывать, не чавкать – я даже не буду расписывать, это известно всем с детства.
Какими приборами есть каждое блюдо, можно понять по нескольким признакам:
- либо к каждому блюду подают свои приборы (сейчас это довольно популярная практика)
- либо, если все приборы уже на столе, нужно брать их, начиная от внешнего края, т. е. салат есть крайней вилкой и ножом, закуску – средней, горячее – самыми ближними к тарелке приборами.
Часто отдельно ставят небольшую тарелку для хлеба – в нее можно положить свой откусанный кусочек и брать по необходимости.
Приборы, и тем более тарелки не облизываем.
Если, например, вы едите суп, то, чтобы доесть его до конца, нужно наклонить тарелку, делать нужно это в сторону «от себя», чтобы если он нечаянно прольется, случилось это не на одежду.
Не забывайте использовать салфетки, их желательно класть аккуратно рядом, а не накидывать кучей в пустую тарелку. Официант заберет их вместе с посудой.
Вести за столом себя нужно сдержанно, даже если вы собрались большой компанией. Не повод портить отдых окружающим, если ваша трапеза проходит в общем зале, а не в отдельном банкетном помещении. То есть старайтесь разговаривать не громко, просто чтобы вас слышал собеседник.
Если у вас возникают какие-то проблемные ситуации, такие, как задержка в подаче или не вовремя поданное блюдо, посторонние предметы в тарелке, проблемы с общением с официантом и т. п., то в этом случае уместно будет позвать администратора или управляющего, спокойно изложить ему свою проблему и найти совместно пути решения. Обычно в конфликтных ситуациях клиентоориентированные рестораны встают на сторону посетителей и вопрос решается быстро и с комфортным исходом для гостя.
Чаевые. Общепринято оставлять на чай 10 % от суммы чека. В основном чаевые не включены в счет, исключение – банкетное обслуживание. Последнее время все в основном расплачиваются картой, а на чай по старинке оставляют наличные. Но продвинутые рестораны уже разработали систему получения чаевых картой.
О такой возможности вы можете спросить у официанта. Если все же картой оставить на чай в ресторане нет возможности, то обычно официанты предлагают вариант перевода с карты на карту через сервисы онлайн. Да, это немного странно, но все же практикуется. Либо вы в этом случае можете не оставлять на чай, ведь ресторан не позаботился о такой возможности, значит можно считать это не вашей проблемой.
Если вам понравилось меню и еда в ресторане, то вполне уместно будет поблагодарить персонал и попросить передать вашу благодарность шефу. Это не обязательное условие, но, поверьте, ему будет приятно, ведь он старался для вас и получить обратную связь – это замечательно.
В обратном случае, если вам не понравилась еда настолько, что вы хотите об этом сообщить, тоже не стоит сдерживаться, просто в спокойной и вежливой манере поделитесь своим мнением с персоналом, возможно, это поможет улучшить сервис в дальнейшем.