Отношения между Украиной и Россией сохраняются достаточно сложными, и по этой причине полностью исключать самого неблагоприятного сценария развития событий — военного — нельзя. Казалось бы, официальный Минск, как главный союзник Москвы, должен всячески поддерживать линию России на украинском направлении. Однако белорусские власти демонстративно занимают нейтральную позицию по данному вопросу, и для этого существуют веские экономические причины.
Украинские корни белорусской выручки
Каких-то особых политических отношений между Минском и Киевом не сложилось, а вот показатели торгово-экономического сотрудничества между двумя странами весьма серьезные.
В 2013 году товарооборот Беларуси с Украиной составил 6,25 млрд. долларов. По величине товарооборота Украина заняла второе место в списке почти из 180 стран, с которыми торговала в минувшем году наша страна.
Важно и другое. В торговле с Украиной Беларусь имеет устойчивое положительное сальдо, которое является следствием того, что белорусский экспорт (4,2 млрд. долларов) превысил в 2013 году украинский импорт (2,06 млрд. долларов) на 2,14 млрд. долларов.
Основные позиции белорусского экспорта в Украину занимали нефтепродукты, тракторы и седельные тягачи, сжиженный газ, шины, минеральные удобрения.
Однако наиболее важной позицией белорусского экспорта в Украину были и являются нефтепродукты. В 2013 году Беларусь поставила в Украину почти 3 млн. тонн нефтепродуктов на 2,85 млрд. долларов. Таким образом, почти 70% белорусского экспорта в Украину пришлось на топливо.
Доля Беларуси на украинском рынке нефтепродуктов солидная. В разрезе отдельных видов топлива ситуация сложилась следующим образом. В 2013 году Беларусь поставила в Украину 902,4 тыс. тонн автомобильного бензина, доля белорусского топлива по данному виду продукции составила на украинском рынке в 2013 году 26%.
Кроме этого, в 2013 году Беларусь экспортировала в Украину более 2 млн. тонн дизельного топлива. В прошлом году доля белорусского топлива на украинском рынке по данному виду продукции составила 33,7%.
Таким образом, позиции белорусских производителей на украинском рынке нефтепродуктов на сегодняшний день весьма серьезные, и вряд кто-либо в Минске хочет их терять.
Беларусь торгует в Украине… через британский офис
В настоящее время украинский рынок нефтепродуктов переживает не лучшие времена. Девальвация гривны привела к тому, что топливо существенно подорожало.
«Нефтепродукты — товар валютный, мы их импортируем, акцизы на топливо в Украине также установлены в евро. Поэтому снижение курса гривны имеет прямое влияние на цены. В феврале розничные цены на топливо в Украине выросли на 15% и продолжают увеличиваться», — рассказал Сергей Куюн — директор украинской «Консалтинговой группы А-95», которая специализируется на изучении топливного рынка страны.
Следует отметить, что колебания курсов валют на украинском рынке не прекратились, и в отдельные дни курс доллара на торгах колеблется в пределах 10%. В этой ситуации трейдеры нефтепродуктов, опасаясь возможных убытков, не всегда рискуют поставлять продукцию на украинский рынок.
Пришлось поменять схему поставок и белорусской стороне. Как отмечает Сергей Куюн, Белорусская нефтяная компания, которая ранее работала на украинском рынке через «дочку» «БНК-Украина», теперь работает в Украинке через свое британское представительство — BNK (UK). «Это позволяет компании уходить от валютных рисков при поставках продукции в Украину», — полагает Сергей Куюн.
Ранее ожидалось, что запуск «Роснефтью» в Украине Лисичанского нефтеперерабатывающего завода может привести к уменьшению доли белорусских нефтепродуктов в Украине. Однако, как отмечают в Киеве, сейчас ситуация изменилась, и прогноз по реализации белорусского топлива на украинском рынке вновь благоприятный.
«С учетом изменившейся политической ситуации в Украине прогноз по запуску Лисичанского НПЗ стал достаточно туманным. Соответственно, потребность в импортном топливе будет большая, и хорошая возможность закрыть этот спрос — у белорусских производителей нефтепродуктов», — полагает Сергей Куюн.
Белорусский нейтралитет: лучше молчать, чем говорить
В ситуации, когда конъюнктура на украинском рынке нефтепродуктов открывает возможности для генерирования валютной выручки, белорусской стороне было бы неразумно их терять. На этом фоне вполне логичным представляется поведение белорусских властей, которые заняли официально нейтральную позицию по отношению к политическим событиям в Украине в целом и по отношению к ситуации в Крыму в частности.
Напомним, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей недавно сказал, что затрудняется давать оценку событиям в Украине и в Крыму в связи с недостатком полной информации о происходящем. Тем самым белорусский МИД занял нейтральную позицию, которая в нынешней ситуации является наиболее выгодной для официального Минска, считают эксперты.
«Минск не хочет потерять серьезного торгового партнера в лице Украины, поэтому не занимает однозначную позицию по украинскому вопросу», — полагает старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.
Схожего мнения придерживаются и киевские эксперты. «От заявлений (по украинскому вопросу. — Прим. Ред.) пользы для Беларуси не будет никакой, а вред может быть конкретный. Лучше промолчать», — говорит Сергей Куюн.
Учитывая, что Украина является одним из основных рынков сбыта белорусских нефтепродуктов, осложнять отношения с украинскими властями официальному Минску ни к чему.
«Какая бы власть ни была в Киеве, белорусское руководство найдет с ней общий язык. Антироссийская власть, возможно, более выгодна Минску, так как открывает Беларуси широкие возможности для переговоров с Россией», — отмечает Денис Мельянцов.
Удачная переговорная позиция в диалоге с Москвой для Беларуси сегодня весьма кстати. Ситуация в белорусской экономике в настоящее время не блестящая и требует финансовых вливаний. События в Украине, полагают эксперты, могут помочь белорусскому руководству уговорить Москву дать денег.
Белорусские аналитики отмечают, что Украина всегда выступала конкурентом Беларуси за российские ресурсы. Если бы Киев принял приглашение Москвы и стал членом Таможенного союза, Беларусь, скорее всего, утратила бы статус эксклюзивного партнера России.
«Сегодня Беларусь — витрина евразийской интеграции, и на фоне украинских событий всё говорит в пользу того, что эту витрину всячески нужно поддерживать, чтобы с ней ничего не случилось, и не произошло никаких социальных революций»,— подытожил Денис Мельянцов.