Депутаты Палаты представителей Нацсобрания Беларуси 18-го июня на заседании приняли в первом чтении изменения и дополнения в закон о военном положении.
Как отметил, представляя документ, министр обороны Юрий Жадобин, внесение необходимых поправок в действующий закон особенно актуально в современных условиях с учетом характера существующих угроз и вызовов.
Законопроектом предлагается установить, что основаниями для введения военного положения на территории Беларуси являются военная угроза или нападение. Отмечается, что военное положение вводится и отменяется указом Президента Беларуси. Указ о введении военного положения или его отмене подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через другие средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации.
Юрий Жадобин обратил внимание, что в целях обеспечения военного положения и введения военной цензуры законопроект закрепляет запрет на создание в период военного положения новых политических партий, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), а также выпуск СМИ за исключением тех, которые указаны в перечне, определяемом Министерством информации Беларуси.
Депутат Илья Мурашко при этом поинтересовался, на чем именно основывается нюанс, предполагающий, что акт вооруженной агрессии со стороны какой-либо страны или группы стран, совершенный против любого государства - члена Организации Договора о коллективной безопасности, относится к числу военных угроз Беларуси.
Юрий Жадобин также отметил, что такая особенность характерна для всех подобных законодательных актов, которые касаются военных или военно-политических союзов. "Это принято и в ОДКБ. Наши коллеги в России аналогичный закон уже приняли в 1-м чтении. Так же будут действовать и другие наши союзники по ОДКБ, потому что по-другому, без данной нормы, союз существовать не сможет", - пояснил руководитель ведомства.
В документе были названы меры по обеспечению военного положения. Определен порядок привлечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, военизированных организаций, а также порядок применения оружия, боевой и спецтехники, спецсредств, физической силы.
Помимо всего прочего, закрепляются конкретные случаи применения военнослужащими и сотрудниками госорганов, привлекаемых для обеспечения режима военного положения, оружия, боевой и спецтехники, спецсредств, физической силы.
Среди таких случаев - отражение нападения на военные объекты, военнослужащих и других физических лиц; пресечение попыток незаконного проникновения на охраняемые объекты и в места дислокации войск; освобождение заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений, транспортных средств и грузов, пресечение массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; подача сигнала тревоги или вызова помощи.