Как это было. Минский уик-энд Билла Клинтона

15.01.2019 15:06
Обновлено: 09.02.2023 17:16

За всю многовековую историю Соединенных Штанов Америки лишь два президента этой страны побывали в Беларуси.

25 лет назад 15 января 1994 года Минск встречал Билла Клинтона.

Визиты с перерывом в два десятилетия

Первым тогда еще Белорусскую Советскую Социалистическую Республики посетил в начале 70-х годов прошлого столетия президент США Ричард Никсон. Минчане, несмотря на антиамериканскую пропаганду, тепло приветствовали заокеанского гостя, который в легковом автомобиле с открытым верхом вместе с Петром Мироновичем Машеровым проехался по Ленинскому проспекту и возложил венок к обелиску на площади Победы. В беседе с журналистами американский руководитель признался, что знает о Беларуси, только как о крае, подарившем миру замечательную гимнастку Ольгу Корбут.

Президент США Билл Клинтон во время визита в январе 1994 года был более осведомленным. В ту пору Беларуси уже являлось суверенным независимым государством. Бывшие советские республики стали полноправными субъектами международной политической жизни, и западные страны спешили заполучить их под свое крыло. Тот же Клинтон в 1993 году гостеприимно принимал в Белом доме председателя Верховного Совета Беларуси Станислава Шушкевича. А значит, в Минск американский лидер ехал, уже будучи знакомым с нашей страной и с человеком, который, согласно Конституции, ее возглавлял.

Вместе с тем в новейшей истории Беларуси время, начиная с даты объявления независимости и оканчивая выборами первого президента, можно с полным правом назвать периодом двоевластия. Главой государства считался спикер парламента. Все же нити реального управления страной смыкались на премьер-министре Вячеславе Кебиче. Причем два лидера имели диаметрально противоположные взгляды на дальнейшую судьбу страны. Шушкевич придерживался «прозападного» направления, Кебич -- «восточного», я бы даже сказал «прокоммунистического». Такой тандем не имел шансов на успех. Работая, казалось бы, в единой связке, оба руководителя стремились ставить палки друг другу в колеса.

Как это было. Минский уик-энд Билла Клинтона

Вот и приезд американского президента вызвал в белорусских верхах очередной всплеск эмоций и противостояния. По протоколу официальный визит Билл Клинтон наносил главе белорусского государства Станиславу Шушкевичу. Второе лицо --- премьер-министр -- оставалось как бы не у дел. Но Вячеслав Кебич не привык сдавать позиций и добился, чтобы организацией освещения визита занималась не пресс-служба парламента, а Министерство информации.

Именно благодаря этому решению мне, в то время работнику вышеназванного учреждения, довелось заниматься аккредитацией журналистов, вместе с сотрудниками КГБ готовить им пропуска, а затем сопровождать представителей СМИ на мероприятия с участием высокого гостя.

Не буду останавливаться на подробностях подготовительного периода. Отмечу только, кто все нюансы освещения визита приходилось не раз обсуждать с американской стороной. Случались и накладки. Программа пребывания в нашей стране супруги президента и его дочери стала известна лишь за день до начала визита. Пришлось в срочном порядке формировать специальный журналистский пул. Пропуска для него выписывались буквально в ночь перед прилетом Клинтона и его семейства.

Беспрецедентные меры безопасности

День 15 января 1994 года выдался ненастным. Мороза почти не было, но шел обильный снег с дождем. Ранним утром колонна прессы из трех автобусов и нескольких автомобилей телевизионщиков в сопровождении ГАИ отправилась на могилевскую трассу. Раньше в республике ни на одном из самых значимых мероприятий не было аккредитовано такого большого количества представителей СМИ. В аэропорт «Минск-2» мы, как и было оговорено, прибыли одними из первых, за час до президентского рейса. Спецслужбы двух стран провели тщательный личный досмотр журналистов и их спецтехники.

За полчаса до ожидаемого прибытия из Москвы президентского самолета нас провели на специально отведенную площадку для прессы у взлетно-посадочной полосы. К встрече высокого гостя все уже было готово: раскатаны ковровые дорожки, выстроена рота почетного караула. Один за другим подкатывали автомобили с руководящими работниками республики. Со смешками встретила белорусская журналистская братия министра иностранных дел Петра Кравченко. Улыбки вызывала шапка приехавшего, которая, судя по внешнему виду, была сделана из искусственного выхухоля, и напоминала ханский головной убор времен татаро-монгольского ига. Озадаченные иностранные коллеги даже поинтересовались у нас, какое азиатское государство представляет этот экстравагантный дипломат, и почему все его так радостно приветствуют.

Оживление среди журналистов вызвало и появление Станислава Шушкевича с молодой супругой. Первая леди страны впервые присутствовала на официальной церемонии в этом качестве.

И вот наступает время «ч». Однако самолета пока и не видно, и не слышно. Встречающие успели на открытом ветру порядком продрогнуть под мокрым снегом и дождем. Кое-кто в легкой обуви начал даже пританцовывать.

Московские журналисты делятся с белорусскими коллегами своими предположениями о причине задержки рейса: «Хорошо, видимо отметили вчера Клинтон с Ельциным встречу на подмосковной даче. Вот и не торопится американский президент в Минск».

Ожидание длится около часа. По начавшемуся оживлению в роте почетного караула и рядах встречающих, понимаем, что самолет где-то на подлете к аэропорту.

И вот лайнер с американским флагом на борту пробегает по взлетно-посадочной полосе, подруливает к устланному ковровой дорожкой трапу. Первым спускает Билл Клинтон, затем его упруга Хиллари. Дальше все идет по протоколу. Американский президент здоровается с встречающими. Затем вместе с Шушкевичем наблюдает за торжественным прохождением роты почетного караула.

Вслед за президентским кортежем, наша колонна направляется в Минск. Хочу отметить, что ранее, работая в пресс-службе Верховного Совета, мне не раз приходилось сопровождать журналистские пулы на встречи высоких гостей. Но никогда не видел таких мер безопасности, как в этот день. По всей трассе на расстоянии видимости друг друга были выставлены военные посты. Особенно усиленно охранялись мостовые сооружения и дорога через лесной массив.

В Минске на проспекте Скарыны (ранее Ленина -- теперь Независимости) военные передали эстафету обеспечения безопасности сотрудникам МВД. Правда, милиционеры и люди в штатском не очень бросались в глаза, поскольку тысячи минчан выстроились по обе стороны проспекта и шумно приветствовали американского гостя.

Президентский картеж направляется в резиденцию, а мы на площадь Победы, где спустя некоторое время состоится торжественное возложение к обелиску венка от президента США.

Как это было. Минский уик-энд Билла Клинтона

Венок к обелиску Победы

Непосредственно к памятнику были допущены только фотокорреспонденты и телеоператоры. Снова тщательная проверка. Довольно оригинально выглядел у памятника негр атлетического телосложения в форме американского морского пехотинца, который с небольшой бульдогообразной собакой обследовал на наличие взрывчатки нашу фото- и телеаппаратуру.

На площадь Победы Билл Клинтон приехал вместе со Станиславом Шушкевичем и Вячеславом Кебичем. Белорусские руководители на фоне высокого, стройного, стильно одетого американского лидера выглядели со своим небольшим ростом и округлыми формами в мятых демисезонных пальто совсем непрезентабельно. Кто-то из журналистов даже заметил: «Да, далеко нашим стареющим колобкам до Билла».

Церемония возложения венка проходила по привычному протокольному сценарию. Однако при ее завершении Билл Клинтон внес поправку в заранее утвержденную церемонию. На площадь пришли сотни минчан. Особенно много было молодежи, в частности, студентов расположенного рядом Белорусского лингвистического университета. Они скандировали приветствия американскому лидеру на английском языке. В ответ на такую теплую встречу растроганный Клинтон пошел в народ. Этого не ожидали ни наши спецслужбы, ни его охрана.

Неблагоприятно складывалась ситуация и для меня. Комитетчики строго предупредили, что фотокорреспонденты и телеоператоры должны находиться у памятника только в конкретно определенных местах. Любые передвижения запрещались. С крыш близлежащих домов ситуацию контролировали снайперы. Журналисты, конечно же, были предупреждены об этом. Однако, как только Билл Клинтон двинулся в толпу, их профессиональные интересы взяли верх над чувствами собственной безопасности. Все мои подопечные сорвались с мест и последовали за американским президентом. Мне, изрядно напуганному случившимся, пришлось последовать за ними. Уговоры остановиться не помогали, журналисты отмахивались от меня, как от назойливой мухи. В голове же мелькала лишь одна мысль: а вдруг снайперы примут нас за террористов и начнут стрелять?

Разрулить ситуацию помогли сотрудники из охраны американского президента. Живой стенкой они оттеснили журналистов на достаточное расстояние от Клинтона. Последний тем временем пожал руки зрителям из первых рядов и направился к автомобилю.

Мне же, несмотря на перенесенный стресс, нужно было продолжать работу -- отправляться с журналистами в Куропаты -- место массовых захоронений жертв политических репрессий тридцатых годов.

Встреча с главным оппозиционером

Движение по главным магистралям города было закрыто. Добирались в Зеленый Луг окольными путями. Тем не менее приехали туда задолго до назначенного срока. Территория Куропат была оцеплена, туда никого не пускали. Специально сооруженный проход охраняли американские морские пехотинцы и сотрудники спецслужб двух государств.

Навсегда врезалась в память следующая картина. Мы, показывая специальные пропуска, просим разрешения пройти на оцепленную территорию. Получаем отказ, поскольку графиком предусмотрено более позднее время. Но тут журналисты замечают депутата Верховного Совета, лидера БНФ Зенона Позняка, который уже за границами оцепления, словно ворон, в черном длинном демисезонном пальто и в такой же черной шляпе, выписывает круги по талому снегу, укрываясь от дождя под разлапистой старой елью. Ребята-журналисты полушутя обращаются к нему: «Зенон Станиславович, скажите им, чтобы нас пропустили, мы у вас интервью возьмем». На что, всерьез восприняв просьбу, человек с завышенными личностными амбициями отвечает: «Не, хлопцы, я тут не распарадчык. Не маю, на жаль, такіх паўнамоцтваў”.

Лидер белорусский оппозиции продолжает свое топтание под елью, а мы отправляемся согреваться в микроавтобус. Билл Клинтон в это время в течение часа ведет переговоры с белорусским руководством. Как стало потом известно, в голубом зале резиденции белорусского правительства он заявил, что Штаты признают важность справедливой компенсации нашей стране стоимости высокообогащенного урана из ядерных боеголовок, которые размещены на ее территории. Беларусь и США подписали двухсторонний договор об инвестициях, обменялись дипломатическими нотами, которыми вводилось в действие соглашение о взаимной помощи между таможенными службами. Стороны пришли к единому мнению о необходимости создания в Минске белорусско-американского бизнес-центра.

За линию оцепления в Куропатах журналистов пропустили, когда началась встреча Билла Клинтона с молодежью в Академии наук. После очередной проверки мы оставляем Зенона Позняка ожидать под елью американского президента и по посыпанной песком с реагентом дорожке направляемся к стоящему среди леса на взгорке кресту.

Вскоре туда подтянулись члены общественной организации «Мартиролог Беларуси» и группка ребят школьного возраста, видимо, из Белорусского лицея, где педагогический коллектив, придерживался идей БНФ.

Признаюсь честно, больно было смотреть на озябших мальчишек и девчонок, которых в угоду своим политическим амбициям взрослые вывели в продуваемый со всех сторон островок леса. Между тем встреча в Академии наук затягивалась. Ждать пришлось еще добрый час.

Зимний день короток. Билл Клинтон появился в Куропатах с первым вечерними сумерками. Шествуя по дорожке к памятному знаку, он тет-а-тет через переводчицу беседовал с Зеноном Позняком. Свита немного отстала. Собравшиеся у креста люди зажгли свечи. После приветственной речи и непродолжительного разговора с ними Билл Клинтон также зажег свечу и установил табличку: «Белорусскому народу от американского». Прямо с Куропат американский президент отправился в аэропорт и улетел в Женеву.

Эпилог

Довольно курьезным и необъяснимым выглядит тот факт, что президенты США, посетившие Беларусь, скандально закончили политическую карьеру у себя на родине. Ричард Никсон подал в отставку в связи с угрозой обвинения по так называемому «Уоттергейтскому делу», связанному с многочисленными нарушениями законности со стороны должностных лиц Белого дома. Билл Клинтон также чуть было не лишился кресла по причине недостойного морального облика. А вот для его супруги Хиллари Клинтон поездка в нашу страну, видимо, прошла под счастливой звездой. Сегодня эта энергичная женщина активно участвует в политической жизни Соединенных Штатов Америки.

Олег КАМИНСКИЙ, 

главный редактор сетевого издания belnovosti.by

Фото: из открытых источников

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Визиты с перерывом в два десятилетия
  2. Беспрецедентные меры безопасности
  3. Венок к обелиску Победы
  4. Встреча с главным оппозиционером
  5. Эпилог