Во вред себе Вильнюс лоббирует интересы европейских энергетических концернов.
Вот уже третий год подряд со стороны Литвы продолжается жуткая истерия по поводу строительства в Беларуси атомной электростанции. Из Вильнюса постоянно раздаются крики о том, что БелАЭС представляет радиационную опасность для литовской столицы, не соответствует международным нормам строительства и является, чуть ли не потенциальным «вторым Чернобылем».
При этом также истерично отметаются все заключения инспекции МАГАТЭ, которые подтверждают высокий уровень безопасности возводимой электростанции. Из-за таких надуманных обвинений между странами успели даже испортиться дипломатические отношения.
Однако выступая с громкими заявлениями в отношении БелАЭС, литовское руководство настоятельно игнорирует ситуацию, складывающуюся вокруг собственной, Игналинской атомной электростанции, которую уже не первый год в буквальном смысле слова сотрясают коррупционные скандалы, с воровством и растратой средств, где постоянно происходит нарушение элементарных правил техники безопасности.
Официальный Вильнюс делает вид, что ничего страшного не происходит, однако европейские чиновники, выделяющие значительные финансовые средства на демонтаж ИАЭС, как, впрочем, и другие все очень хорошо замечают. Например, как бывший генеральный директор ИАЭС Д.Янулявичус провел аукцион по продаже демонтированных с электростанции медных трубок, таким образом, что немецкая компания Sypra приобрела их по цене в пять раз ниже реальной стоимости. Или как приехавшим из Англии рабочим, руководство «Игналины» с какого-то перепуга платило ежемесячно аж по 4-7 тысяч евро (!), в то время как собственные высококлассные специалисты получали всего 600-700 евро. Такая ситуация, кстати, вызвала сильное возмущение персонала АЭС.
Нельзя не вспомнить и то, как из-за полнейшего нарушения правил техники безопасности в августе 2017 года с многометровой высоты упала и получила серьезные повреждения одна из кассет с отработанным ядерным топливом.
Как результат, всех этих нарушений, Евросоюз значительно сократил размер финансирование работ на литовской электростанции с 780 до 552 млн евро.
Также обращает на себя внимание тот факт, что критикуя БелАЭС за «близкое расположение» к Вильнюсу и возможность нового Чернобыля, литовское руководство почему то забывает, что всего в 8 км от границы с Республикой Беларусь напротив деревни Дрисвяты Браславского района Витебской области создало могильник для радиоактивных отходов, куда планируется свозить отработанное ядерное топливо с 28 (!) европейских атомных реакторов. И именно этот объект на литовской территории может стать «вторым Чернобылем», в том числе для жителей Витебщины, Минщины и Гродненщины, а не оборудованная современными высокотехнологичными системами безопасности БелАЭС.
Кстати, таким положением дел недовольно и местное население, которое считает, что могильник ядерных отходов спровоцирует ухудшение экологической ситуации и усложнит и без того тяжелое экономическое состояние региона. Ведь уже сейчас в городе атомщиков – Висагинасе наблюдается высокий уровень безработицы и снижение темпов производства. С 2015 года там закрылись 5 детских садов и две школы. При этом, почти половина из работавших на ИАЭС сотрудников потеряли свои рабочие места.
Многие отправились трудиться на атомные электростанции в другие страны мира. А часть из высококвалифицированных литовских атомщиков, которые были фактически выброшены на улицу из-за недальновидной политики Вильнюса, в ущерб себе лоббирующего интересы немецких энергетических концернов, захотели переехать в Беларусь для трудоустройства на БелАЭС.
Фото: из открытых источников