Национальный атомный проект. Дискредитировать не получится

29.11.2019 19:44

Литовские власти уже не первый год предпринимают активные попытки по дискредитации строительства БелАЭС, привлекая все возможные силы влияния и давления.

На сегодняшний день можно с уверенность констатировать, что обращения к странам ЕС, США и экспертам МАГАТЭ не возымели желаемого эффекта.

Белорусская АЭС  продолжила споро строиться на границе с Литвой, ну а само литовское правительство село в лужу политического провала, изрядно подмочив свой авторитет на международной арене.

Единственные, кто готов оказывать поддержку официальному Вильнюсу – это местная оппозиция.

Ведь недаром их Литва кормила все эти годы! Правда, поддержка эта формальна и никакой движущей силы за собой несет, но, как говорится: с паршивой овцы хоть шерсти клок.

БелАЭС

Упор будет делаться на так называемые информационные акции, целью которых является попытка дискредитировать строительство БелАЭС с заходом «на поле» национального атомного проекта с разных сторон.

Тут вам и якобы отсутствие у РБ стратегии утилизации ОЯТ, и недоказанность сейсмоустойчивости, и несоответствие проекта БелАЭС требованиям МАГАТЭ и WENRA, и негативное экологическое влияние, и много чего еще, с чем Литва обила все пороги международных организаций, так при этом и не сумев обосновать и доказать причины своей паранойи.

Если же сегодня все надежды и чаянья официального Вильнюса сводятся исключительно к местной оппозиции, представители которой не смогли даже пройти в белорусский парламент, Литве остается только посочувствовать.

Да и доказать состоятельность своих сомнительных тезисов, что с оппозицией, что без нее, у Вильнюса уже точно не получится. К примеру, тезис о «несоответствии проекта БелАЭС требованиям и рекомендациям МАГАТЭ и WENRA», а также тезис о «недоказанности сейсмоустойчивости» не выдерживают никакой критики.

Что касается «несоответствия проекта требованиям», то еще в январе 2017 года по приглашению белорусской стороны в Минске состоялась миссия экспертов МАГАТЭ по оценке площадки и проекта Белорусской АЭС с учетом внешних событий (SEED миссия).

Целью этой миссии являлось рассмотрение параметров проекта АЭС с точки зрения проектных угроз, характерных для Островецкой АЭС.

Эксперты миссии провели анализ предварительного отчета по обоснованию безопасности АЭС, представленного эксплуатирующей организацией, и подтверждающих документов, касающихся проекта атомной электростанции и характеристик площадки.

1

Команда SEED миссии отметила, что параметры проекта учитывают характерные для площадки внешние угрозы: землетрясения, наводнения и экстремальные погодные условия, не исключают они также и человеческий фактор.

Также было отмечено, что программы мониторинга угроз, которые будут осуществляться на протяжении жизненного цикла атомной электростанции, адекватны и должным образом задокументированы.

В проекте приняты меры, отвечающие на вызовы, связанные с внешними событиями, в свете уроков, извлеченных из аварии на Фукусиме.

И это, к слову, помимо всего прочего, говорит и о несостоятельности тезиса «недоказанности сейсмоустойчивости». Перед началом строительства были выполнены все необходимые исследования по изучению сейсмотектонических условий и по оценке сейсмической опасности потенциальной площадки для размещения АЭС. Именно Островецкая АЭС соответствовала всем требованиям.

Проектные основы БелАЭС предусматривают устойчивость зданий, сооружений, других конструкций и коммуникаций к следующим сейсмическим воздействиям:

  - максимальное горизонтальное ускорение уровня максимального землетрясения (МРЗ) – 0,12 g (7 баллов по шкале MSK-64);

  - максимальное горизонтальное ускорение уровня проектного землетрясения (ПЗ) – 0,12 g (6 баллов по шкале MSK-64).

Вообще, согласно исследованиям, район размещения БелАЭС характеризуется слабой сейсмической активностью. Степень этой опасности в пределах ближней зоны определяется, в основном, сейсмичностью платформенной территории Беларуси.

Строительство всех конструкций, предусмотренных проектом, выполнено с учетом грунтовых условий площадки БелАЭС. Полученные по результатам полевых исследований значения максимальных пиковых (горизонтальных) ускорений составили менее 0,1 g (0,069 g) (МРЗ площадки).

В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ NS-G-3.3 п.5.26 и SSG-9 п.2.11 минимальным уровнем является максимальное горизонтальное ускорение грунта 0,1 g. С учетом этого в проектных основах принято значение МПЗ-0,12 g.

Проведенная оценка показала, что основное оборудование реакторной установки (реактор, парогенератор, главный циркуляционный насос и трубопровод компенсатора давления) обладают необходимыми запасами для восприятия нагрузок при повышенном МРЗ-8 баллов.

1

23 июня 2011 года белорусская сторона подписала декларацию европейской группы регуляторов ядерной безопасности ENESREG, взяв тем самым на себя обязательства по проведению стресс-тестов Белорусской АЭС по европейской методологии.

Вслед за этим государственное предприятие «Белорусская АЭС» подготовило «Национальный доклад Республики Беларусь о целевой переоценке безопасности (стресс-тесты) Белорусской АЭС». В реализуемом проекте БелАЭС были установлены критерии безопасности и проектные пределы, отвечающие требованиям страны-поставщика технологий РФ и рекомендациям МАГАТЭ.

В марте 2018 года под эгидой ENESREG была проведена Европейская партнерская проверка стресс-тестов строящейся БелАЭС и к ее проекту впервые применялись критерии и оценки, предлагаемые новыми рекомендациями МАГАТЭ 2016 года и WENRA 2014 года.

Результат этих тестов подтвердил достаточность существующих проектных мер БелАЭС для обеспечения безопасности энергоблоков, с учетом событий на «Фукусима-дайити». Дефицитов безопасности выявлено не было, и было принято решение, что дополнительных мер по усилению проектного уровня безопасности не требуется. Также в отношении каждого из рассмотренных экстремальных воздействий были определены запасы безопасности.

В итоге, по результатам этой партнерской проверки европейскими экспертами были отмечены положительные примеры опыта Белорусской АЭС, а также в соответствии с процедурой проведения стресс-тестов были предложены области для дополнительного повышения уровня безопасности.

В соответствии с этими рекомендациями был подготовлен «Национальный план действий по итогам стресс-тестов Белорусской АЭС».

Он содержит мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности БелАЭС.

К слову, данный документ опубликован на Интернет-ресурсе Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям. Так что говорить о несоответствии проекта БелАЭС требованиям МАГАТЭ и WENRA явно не приходится.

Продолжение следует...

Фото: БелАЭС

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса