Особенно много претензий у литовской стороны и ее верных сателлитов к вопросам о якобы отсутствии у Беларуси стратегии утилизации ОЯТ (отходы ядерного топлива), негативном влиянии БелАЭС на экологию и ненужность дополнительной электрогенерации крупных промышленных потребителей энергии, а также (куда ж без этого) противники БелАЭС сильно напирают на вопрос роста внешнего долга перед Россией и, как следствие, на усиление многофакторной зависимости Беларуси от России.
Между тем и эти все нападки не имеют под собой ни малейшего основания. К примеру, стратегия обращения с отработавшим ядерным топливом БелАЭС была окончательно утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22 августа 2019 года. И в оной были рассмотрены самые различные варианты обращения с ОЯТ. Впоследствии из множества предлагаемых был выделен один приоритетный (что, впрочем, не исключает использования и всех остальных вариантов).
В соответствии с приоритетным вариантом ОЯТ с БелАЭС будут направляться на переработку в РФ с возвратом в Беларусь высокоактивных отходов, включенных в стеклоподобную матрицу и содержащих в своем составе радионуклиды цезиево-стронциевой фракции с исключением долгоживущих радионуклидов.
Именно отсутствие долгоживущих радионуклидов в возвращаемых высокоактивных отходах позволит захоронить их в заглубленных приповерхностных сооружениях, а не в глубоких геологических формациях. Благодаря этому будет достигнут основной экономический эффект.
Разумеется, данное постановление соответствует всем нормам Конвенции Эспо и Орхусской Конвенции и согласно этим нормам, предварительно этот экологический доклад был размещен на сайте Минэнерго и Минприроды ГП «Белорусская АЭС», а также на сайтах территориальных органов власти.
Если же говорить об экологии, то проведенные оценки показали, что в районе размещения АЭС не будет наблюдаться изменений параметров микроклимата и атмосферных процессов, связанных с воздействием выбросов тепла и влаги башенных испарительных градирен. Однако при работе Белорусской АЭС возможно воздействие на реку Вилия в связи со сбросом в нее сточных вод от АЭС.
Белорусская сторона подошла к решению этого вопроса ответственно и скрупулезно. Так, в соответствии с требованием постановления Минприроды и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.05.2008 года температура воды в водных объектах, используемых для сохранения и воспроизводства видов рыб отрядов лососеобразных и осетрообразных, не должна повышаться по сравнению с естественной более чем на 5 градусов с общим повышением температуры не более чем до 20 градусов летом и 5 градусов зимой.
Для того чтобы достигнуть вышеуказанных требований в системе технического водоснабжения, предусмотрено дополнительное сооружение для охлаждения сбросной воды от АЭС в реку Вилия.
Что касается химического воздействия АЭС на окружающую среду, то для сокращения концентраций химических веществ в сбрасываемых сточных водах предусмотрено отведение части сточных вод водоподготовки на шламоотвалы с целью их последующего возврата в цикл водоподготовки.
Выбросы загрязняющих веществ, согласно проведенным исследованиям, будут даже ниже нормируемых, что же касается трансграничного воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территорию других государств, то оно попросту отсутствует.
Удаление же газоаэрозольных радиоактивных выбросов АЭС будет осуществляться в высотную вентиляционную трубу высотой в 100 метров. Такая высота была выбрана, исходя из условия непревышения установленных в проекте допустимых пределов доз. Контроль за выбросами будет осуществляться непрерывно автоматизированной системой радиационного контроля.
Следует также отметить, что в целях контроля экологической обстановки в зоне наблюдения Белорусской АЭС проводится постоянный мониторинг.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Конвенции Эспо в 2015 году белорусская сторона инициировала проведение Послепроектного анализа БелАЭС, в рамках которого в 2019 году был подготовлен «отчет по результатам экологического мониторинга в зоне наблюдения Белорусской АЭС».
Что же касается якобы отсутствия востребованности дополнительной электрогенерации, хотелось бы заметить, что Беларуси, в отличие от Литвы, виднее, сколько ей необходимо потреблять энергии.
К тому же, согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2025-2030 годов ожидается, что потребление электрической энергии в республике в 2025 году составит 43,73 млрд кВт час, в 2030 году – 47,2 кВт час.
После ввода в эксплуатацию БелАЭС и ее работы в «базовом режиме» вся выработанная электроэнергия будет использована. Оставшаяся часть потребности в электроэнергии в республике будет обеспечиваться существующими генерирующими мощностями КЭС и ТЭЦ.
Комплексным планом развития предусмотрено выполнение ряда мероприятий, которые обеспечат прирост потребления электрической энергии до 4,5 млрд кВт час до 2025 года.
Кроме того, принимаются меры по стимулированию развития других направлений по увеличению электропотребления в республике: увеличение потребления электроэнергии населением.
Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры с использованием электроэнергии для целей отопления и горячего водоснабжения, увеличение количества электротранспорта.
Продолжение следует...
Фото: БелАЭС