Застарелые обиды в отношении России и энергетические неудачи Литвы лишают ее возможности здраво посмотреть на строящуюся в Островце Белорусскую АЭС.
У страха глаза велики, и в случае официального Вильнюса эти призрачные страхи раз от раза только прогрессируют, лишая политическую элиту Литвы способности логически мыслить.
Стройка в Островце, если вчитаться и вдуматься в формулировки литовских политиков, пугает их не столько тем, что она находится в 50 километрах от Вильнюса, а тем, что «это проект кремлевский, связанный с гибридными войнами». То есть речь не идет об угрозе от БелАЭС. Это русофобская политика в чистом виде, и литовские политики опасаются лишь того, что строительство БелАЭС ведется Россией.
Напоминать официальному Вильнюсу о том, что, согласно заключениям МАГАТЭ и Европейской группы регулирующих органов ядерной безопасности, строительство БелАЭС соответствует всем необходимым стандартам ядерной безопасности, бесполезно.
К тому же, очевидно, что теперь, когда строительство Белорусской АЭС выходит на финишную прямую, мечтать о своей литовской АЭС в Висагинасе уже бессмысленно. Все возможности давно упущены, и все они упущены по вине правящей администрации.
Свою работающую атомную станцию, полученную даром от ненавистных русских, со специалистами и дешевой энергией литовцы развалили. Потом несколько лет заявляли на всех углах о скорой постройке новой атомной станции, придя, в конце концов, к печальному выводу, что это очень дорого.
Потом появился шанс договориться с Беларусью о постройке атомной станции подальше от Вильнюса, да и Россия предлагала совместными усилиями построить АЭС в Калининградской области. Но Литва отказалась: сидела, молчала и наблюдала.
А как только дело пошло без них, подняла такую бучу, как будто никогда и не знала о происходящем. Спрашивается, кто в этом виноват? Сама и виновата. Литва давно загнала себя в энергетическую ловушку, и строительство БелАЭС здесь абсолютно ни при чем.
Причина всех проблем одна — нерадивая и недальновидная политика официального Вильнюса. Боязнь мифической «российской угрозы» привела Литву в объятья Евросоюза, который, безусловно, диктует Вильнюсу свои условия существования Литвы в ЕС. А самой болезненной для Литвы темой в рамках ее членства в Евросоюзе является именно сфера энергетики.
Забавно, особенно учитывая антироссийскую риторику Литвы, но основным импортером энергоресурсов для республики, несмотря ни на что, является именно Россия. Официальный Вильнюс всячески пытается отгородиться от этой «зависимости», принимая при этом не совсем целесообразные с финансовой точки зрения меры.
Вообще литовцы славятся своей способностью «назло бабушке отмораживать себе уши». Так, в 2014 году Литва открыла в Клайпеде плавучий терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), носящий символичное название «Независимость», и теперь они независимо закупают газ из Норвегии, так сказать, назло России.
Согласно стратегическим планам по реализации «независимости», в 2016 году доля норвежского Statoil должна была превысить 50 %, победоносно отняв первое место у ненавистного «Газпрома». Очевидно, что для дурной собаки семь верст не круг, поскольку у «энергетической независимости» есть серьезные побочные эффекты.
Покупка СПГ обходится Литве слишком дорого. По подсчетам Еврокомиссии, республика платит за СПГ на 48 % (!) больше всех остальных стран, но при этом на газовом рынке Литвы лидирует по-прежнему Россия!
Неуемное стремление Литвы к энергетической независимости от России, помимо покупки втридорога норвежского СПГ, коснулось и атомных электростанций. Все помнят, и об этом не раз писалось, что одним из условий вхождения республики в состав ЕС было закрытие Игналинской АЭС. Якобы станция представляла собой экологическую угрозу…Хм…ну, допустим.
На практике же, как показало время, мотивация Евросоюза заключалась в нежелании допустить энергетическую независимость Литвы от Европы. Ну, а если ЕС хочет, послушная Литва делает. И Игналинская АЭС, обеспечивающая около 70 % электроэнергии в стране, приказала долго жить. Литве, правда, пообещали построить новую АЭС, но в 2016 году проект был приостановлен, и нет никаких предпосылок к тому, что он будет возобновлен.
Что же сделала Литва? Она стала обеспечивать себя электроэнергией за счет ресурсов Швеции и Польши, что обходится ей, безусловно, гораздо дороже, чем управление собственной АЭС.
Платить за дорогой норвежский газ и пользоваться электроэнергией из других стран, это, конечно, очень независимо и, надо полагать, политически дальновидно, а уж экономически и вовсе фантастично. Литовский народ наверняка сильно благодарен своему правительству…
Факт остается фактом: Россия, несмотря на членство Литвы в ЕС, по-прежнему железобетонно является основным рынком сбыта литовских молочных продуктов и поставляет в Литву относительно дешевые энергетические ресурсы.
И сегодня для Литвы еще не поздно пересмотреть свое отношение к Белорусской АЭС, которая готова поставлять стране-соседке энергоресурсы. Как говорится, дверь открыта и надежда на то, что соображения рациональности и здравого смысла восторжествуют, все-таки еще есть.
Фото: из открытых источников