«Белнефтехим» с 30 сентября поднял цену на топливо на 1 копейку. Это произошло в 18 раз с начала года. Посмотрим, почему это происходит и какие будут последствия.
Сообщение «Белнефтехима» о повышении розничных цен никого не удивило. Оно и понятно, ведь цены растут регулярно, да и увеличение цены на 1 копейку не выглядит катастрофическим. Вместо этого автомобилисты хвастаются в соцсетях кто и когда заправился и сколько денег успел сэкономить – 30 или 40 копеек. Предыдущее подорожание было 23 сентября и тоже на 1 копейку.
Объясняя рост цен на топливо, в «Белнефтехиме» ссылаются на целый ряд факторов: изменение цен на нефть и уровни цен в сопредельных государствах, курсов валют, других показателей, а также с учетом финансового состояния НПЗ и налоговой нагрузки.
В 2018 год Беларусь вошла с ценами на бензин, установленными 26 октября 2017 года. Они продержались до февраля 2018 года, а потом копейка за копейкой стали расти, в последнее время практически каждую неделю. При этом с начала года на разные бензины они выросли по-разному.
Топливо / цена в белорусских рублях |
26.10.17 |
30.09.18 |
Рост в % |
АИ-92-К5-Евро |
1,19 |
1,37 |
13,14% |
АИ-95-К5-Евро |
1,27 |
1,45 |
12,41% |
АИ-98-К5-Евро |
1,48 |
1,66 |
10,84% |
Как видим, меньше всего выросли цены на самый дорогой бензин, что указывает на человеческое вмешательство в процесс ценообразования, а не действие невидимой руки рынка. Нужно иметь ввиду, что «Белнефтехим» добавлял к цене товара 1 копейку, а не высчитывал рост его себестоимости. В итоге потребители дорогого бензина пострадали от роста цен меньше, чем потребители дешевого.
Чаще всего рост цен на бензин связывают с ростом цен на нефть. Действительно, трейдеры опасаются дефицита сырой нефти на мировом рынке из-за американских санкций против Ирана. При этом, как сообщает Reuters, к настоящему времени с конца июня баррель Brent вырос в цене примерно на 3%, тогда как нефть WTI подешевела на 2,7%.
Беларусь в основном покупает нефть российской экспортной марки Urals, цены на которую рассчитываются как производные от эталонной марки нефти Brent (цена Brent умножается на коэффициент 0,89).
Что касается WTI – это марка нефти, которая добывается в штате Техас (США). Она практически ничем не отличается по составу от Brent. От цен на WTI и Brent прямо или косвенно зависят экспортные цены на 2/3 мировых сортов нефти, при этом добыча нефти сорта WTI составляет менее 1 % от всей мировой добычи нефти.
В любом случае, средние цены на Urals с начала года по сентябрь выросли с 66,49 до 71,72 долларов за баррель или на 7,29%. Этот рост заметно ниже, чем самый малый рост на белорусский бензин за этот же самый период. Инфляция в Беларуси запланирована также не выше 6% и, кстати, курс белорусского рубля к доллару с начала года снизился в пределах тех же 6%.
Почему же чуть ли не в два раза больше растут цены на бензин? Ведь они как раз провоцируют рост цен на все остальные товары, а значит и уровень инфляции – увеличиваются транспортные издержки производителей, розничных сетей, а значит и товаров на полках в магазинах.
Можно попробовать увязать рост цен на топливо в Беларуси с изменением розничных цен на бензин в России. Впрочем, в РФ цены на топливо выросли только в мае 2018 года, но зато сразу на 5,6%. Опять получается неувязочка.
Налоговая нагрузка и состояние НПЗ с начала года не менялись, валютные курсы остаются в коридоре ожидаемых...
В общем, точная причина роста цен на белорусских заправках остается тайной за семью печатями. Можно только гадать, будут они и дальше расти в арифметической прогрессии, как сейчас по копейке от случая к случаю, или план «Белнефтехима» предусматривает увеличение шага на большее число.
Основатель портала Виталий Кистерный
Фото: © Белновости